Каждый родитель, имеющий больше одного ребенка, хоть раз в жизни задавался вопросом: родители одни, условия жизни одинаковые, а дети почему-то разные. Но мало кто думает о порядке рождения.

Первоначально старший ребенок воспитывается как единственный, а при появлении второго малыша привилегированную позицию в душе родителей занимает новорожденный. Тем самым, некогда единственный ребенок превращается в «уже взрослого» и «самостоятельного», что становится для него крайне шокирующим.

В последующей жизни старшие дети растут серьезными и самостоятельными - они привыкли рассчитывать только на свои силы и идти своим путем. Младшие же привыкают к опеке родителей и ожиданию от жизни только хорошего, поэтому из них получаются жизнерадостные оптимисты. Обычно они лишены самодисциплины и часто сталкиваются с трудностями в принятии решений, потому как рядом всегда был кто-то старший и мудрый.

Одна из слушательниц Института Семейного Воспитания в своем эссе поделилась историей, которая заставляет посмотреть на привычные и банальные вещи совершенно под другим углом.

«У моей лучшей подруги есть младшая сестра. В детстве она частенько получала «тумаков» от старшей за непослушание и прочие провинности. А поскольку эти наказания считались заслуженными, они быстро мирились: старшая пыталась задобрить младшую, испытывая вину за свой гнев, и все были счастливы.

Повзрослев, младшая сестра вышла замуж за человека, который в своей семье был младшим сыном. Но в отличие от своей жены, он с детства привык молча сносить обиды и насмешки своих старших братьев. А они же не считали своим долгом извиняться перед ним. В итоге жена недоумевала: как можно молча терпеть и молчать, вместо того чтобы дать сдачи, получив взамен ласку и заботу после примирения.

В каждой семье своя атмосфера и сформировавшиеся устои, которые нужно учитывать и уважать при вступлении в брак. Воспитываясь в тех или иных правилах, у ребенка подсознательно формируется свое собственное мировоззрение на отношения и дальнейшее существование. Создавая свой союз, два младших ребенка находятся на привычной позиции и продолжают ожидать от своих партнеров отношения, к которому привыкли в родной семье: каждый ждет, что партнер возьмет на себя ответственность быть «старшим» и ведущим. Но этого не происходит, потому, как каждый привык к пассивной роли. В итоге каждый ждет чего-то своего от партнера, что приводит к полному непониманию обоих.

Как много мы не знаем, и как много надо знать! Казалось бы – старшие младшие – кто и когда на это обращал внимание?! Но это один из ключевых показателей в формировании счастливой семьи. Я хочу выразить огромную благодарность Институту Семейного Воспитания за возможность взглянуть на простые вещи другими глазами и сделать для себя важные выводы.

Автор: Ирина Михайлова 
Материал подготовлен по данным одного из выпускников Института Семейного Воспитания