Происходящие в мире социально-экономические изменения и обусловленная ими модернизация общего среднего образования в стране требуют и нового подхода к профессиональной компетентности педагогических работников. А особенно, современная система образования ставит много задач перед психологической службой в школах, так как многочисленные социологические исследования констатируют изменения духовных ценностей подрастающего поколения, обусловленных рядом социальных причин и, как следствие этому, возможные проявления дезадаптации поведения в будущем. Исходя из вышеизложенного и можно сказать, что профессионализм педагога-психолога в школе поможет решить многие вопросы, касающиеся успешного личностного становления будущего поколения Казахстана.

Работа психолога в системе образования многогранна и требует неимоверного труда и усилий, а самое главное для качественного психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, требует систематического усвоения новых знаний. Практика показывает, что именно знания в области семейной психологии поможет решить ряд проблем в системе «школа-ребенок-семья», так как без этого единства развитие полноценной личности невозможна.

Исходя из этого, с 01 марта 2013 года Институт семейного воспитания, при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, провел первую сессию курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов-психологов по семейному воспитанию «Счастливая семья». Основной целью обучения является повышение квалификации работников образования в области семейных взаимоотношений, а также реализация единой государственно-общественной воспитательной политики по вопросам семейного просвещения, возрождения статуса семьи как основы общества. Особенностью курсов является поэтапное обучение слушателей и выполнение ими практических работ в виде эссе и рефератов. Такой подход к обучению дает время для проверки правильности усвоенного материала и эффективной обратной связи между преподавателями и слушателями. Исходя из этого было запланировано проведение ряда консультаций методической службой Института семейного воспитания.

Итак, 28 февраля согласно заявлениям, были сформированы учебные группы из 210 числа слушателей-педагогов-психологов, прибывших в столицу на повышение квалификации из всех регионов Казахстана. С 1 марта 2013 года началась первая учебная сессия. В течение всего этапа обучения до 12 марта, состав участников оставался неизменным.

Ключевая цель методической работы, планируемая институтом при выполнении данной программы, была направлена на создание атмосферы заинтересованности слушателей к подготовке ими практической части проекта - эссе и рефератов и, как следствие, на качественное выполнение этих заданий.

Методические консультации со слушателями Института проходили ежедневно, в течение 12 дней обучения. Основными формами работы со слушателями, которую проводила методист института семейного воспитания Матавева Атыншаш Тумейбаевна, являлись: беседа, индивидуальные консультации. В качестве помощи для слушателей были подготовлены: инстуктивно-методическое письмо по написанию эссе, а также предоставлены пояснения к подбору материала по каждой теме.

Посещаемость занятий у методиста была 100%. Перед каждым слушателем, в ходе проведения сесии, была поставлена задача по выполнению практической части проекта- подготовить эссе по 12 темам и 6 рефератов до начала 2 сессии,т.е. к 1 июня 2013 года. Было приятно видеть, что 45 слушателей института к концу первой сессии уже представили 203 эссе.

При выполнении первой части практической работы замечательно поработали слушатели следующих регионов :

Байсекеева Б. (Атырауская область)-выполнила 9 эссе; Семенова О.- (Северо-Казахстанская область) -выполнила 7 эссе ; Шакенова Ш. (Восточно-Казахстанская область) -выполнила 7 эссе ;- Камалова Д. (Жамбылская область)-выполнила 6 эссе; Ермекбаева М. (Жамбылская область)-выполнила 6 эссе; Сапаргалиева С. (Атырауская область)- выполнила 6 эссе; Сапаргалиева С. (Атырауская область)- выполнила 6 эссе; Хамитова А. (Павлодарская область)- выполнила 6 эссе; Кажмуратова А.(Северо-Казахстанская область)- выполнила 6 эссе; Исабекова Г.(Алматинская область)- выполнила 6 эссе; Туретаева Р.(Карагандинская область)- выполнила 6 эссе; Машарикова Г. (Мангистауская область)- выполнила 6 эссе; Жетписова Л.(Мангистауская область)- выполнила 6 эссе; Кабулова Г.(Павлодарская область)- выполнила 6 эссе; Лебедева Т.(Акмолинская область)- выполнила 6 эссе; Емельянова Н.(Акмолинская область)- выполнила 6 эссе; Мухина Ю. (Восточно-Казахстанская область)- выполнила 6 эссе; Митонова Г.(Актюбинская область)- выполнила 6 эссе; Алдабергенова А.(Актюбинская область)- выполнила 6 эссе; Серикбаева М. -(Восточно-Казахстанская область)- выполнила 6 эссе; Шотамбекова Г. -(Восточно-Казахстанская область)- выполнила 6 эссе; Садуова Г.- (Северо-Казахстанская область)- выполнила 6 эссе.

Но, наряду с имеющимися положительными результатами в выполнении работ имеются недостатки: недостаточная исполнительность при написании эссе, связанная с загруженностью и большим потоком информации слушателей. Хотелось бы, чтобы количество сданных работ слушателями во время сессии было бы большим.

В настоящее время, методический отдел института ведет подготовку инстуктивно-методического письма по рефератам и курсовым аттестационным работам по 21 теме программы « Счастливая семья» , которое 1 апреля 2013 года слушатели института увидят у себя на эл. почте.

От правильных и грамотных методических рекомендаций по подготовке к выполнению любой практической работы зависит успех ее выполнения!

 А. Матаева, методист института семейного воспитания.