Прочный фундамент успешного государства
Первого марта Президент Казахстана Н. А. Назарбаев подписал Указ об учреждении Дня семьи. Тем самым Глава государства еще раз подчеркнул, что задача укрепления социальной роли казахстанской семьи, защита материнства и детства выходят на первый план. Сегодня мы беседуем с основателем и генеральным директором Института семейного воспитания Софьей Евдокимовой.
– Софья Львовна, является ли создание Института семейного воспитания насущной потребностью или это просто дань моде? Многие ведь привыкли считать, что семейный опыт обретается исключительно путем проб и ошибок, а теоретические знания здесь не имеют значения. В чем вы видите основные задачи Института семейного воспитания?
– Хочется начать ответ на ваш вопрос мудрыми словами казахской пословицы «К Родине любовь у семейного очага рождается». Эта идея нашла свое четкое отражение в Послании Президента «Стратегия «Казахстан-2050». Можно смело утверждать, что запрос общества на организацию Института семейного воспитания назрел давно. Нам необходимо популяризировать традиции народной казахской педагогики, продвигать в жизнь методические наработки, созданные учеными-педагогами разных стран, создавать сеть консультативных центров по вопросам семейного воспитания.
Практическая реализация этих задач существенным образом зависит от поддержки Министерства образования и науки. Отрадно, что министерство проявило дальновидность и поддержало нас еще три года назад при открытии института, который занимается исключительно вопросами семейного воспитания. Поддержку министерства мы чувствуем и сейчас. Хочу выразить мнение многих о педагогов Казахстана том, что работа Министерства образования и науки в этом направлении вызывает уважение и заслуживает самых добрых слов.
– Последнее время приходится слышать, что глобальные общественно-экономические трансформации, которые происходят во всем мире и в нашей стране, привели к значительным изменениям самого института семьи. Что теперь учить и воспитывать надо не только детей, но и родителей.
– Вы совершенно правы. Появился даже международный термин «воспитание родителей»! Вопрос об ответственном родительстве поставлен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН. Родители, даже самые любящие, не обладают всеми знаниями, необходимыми для грамотного воспитательного процесса. Стратегическая цель «воспитания родителей» – помочь каждому из них стать родителем просвещенным, осознающим свои ценности, жизненные установки, родительские чувства. Такой родитель способен контролировать свой воспитательный стиль и устранять из него те элементы, которые могут помешать любимому чаду вырасти гармоничной личностью.
– А кто должен заниматься воспитанием родителей?
– К сожалению, практика работы с личными психологами пока мало распространена в нашем обществе. Поэтому огромную роль приобретает работа школьного психолога. Сейчас уже всем ясно, что качественное семейное воспитание невозможно без согласованных усилий родителей и специалистов, работающих с детьми в детских садах и школах.
Однако мой собственный многолетний опыт работы и анализ трудностей, с которыми сталкиваются школьные психологи, показал, что при обилии проблем у родителей компетентных в области вопросов семейного воспитания школьных психологов ничтожно мало. Многие из них по старинке стремятся работать только с учащимися, оставляя работу с семьей на периферии своего профессионального внимания. Все эти явления определяют задачи, которые призван решить Институт семейного воспитания, – помочь школьным психологам преодолеть свои слабости в работе с родителями, по-новому осмыслить свою роль в воспитательно-образовательном процессе.
– На что, по-вашему, необходимо было обратить внимание в программе по профессиональной переподготовке школьных психологов?
– У школьных психологов традиционно было множество направлений деятельности. Поэтому, когда появилось новое направление – работа с семьями учащихся, многие из них растерялись, не понимая, какую помощь оказывать семье, какие методы работы применять. Поэтому мы разработали программу повышения квалификации школьных психологов и педагогов, чтобы наши слушатели научились налаживать сотрудничество с родителями, устанавливать атмосферу доверия и взаимного уважения, быть активными помощниками родителей в процессе воспитания.
Чтобы привлечь к преподаванию ведущих специалистов по вопросам семьи и познакомить слушателей с новейшими достижениями в этой области, институт заключил договор о сотрудничестве с ведущим российским вузом – Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова. Конечно, в программе задействованы и наши отечественные казахстанские специалисты под руководством академика, директора НИИ психологии КазНПУ им. Абая Жамили Идрисовны Намазбаевой.
– Поддерживаете ли вы связь со своими выпускниками и считаете ли необходимым расширять круг психологов, которым необходимо получать знания в сфере работы с семьей?
– Мы рассматриваем своих выпускников как передовой отряд в деле организации практической помощи семьям. В нынешнем году, например, 500 психологов (это наши выпускники и сегодняшние слушатели) по своим регионам будут в День семьи вести бесплатный прием граждан.
Что касается необходимости расширения круга психологов, то мы считаем, что необходимо привлечь к изучению проблем семейного воспитания специалистов, работающих в больницах, женских консультациях и родильных домах. Готовить женщин надо не только к родам, надо смотреть дальше – надо научить налаживать взаимодействие с мужем в процессе воспитания ребенка и помочь мужчине стать хорошим отцом. Что касается подготовки к отцовству юношей, этот вопрос стоит особенно остро. На мой взгляд, нет лучшего периода для этого, чем период службы молодых людей в армии. Именно здесь психолог должен помочь юношам осознать свои жизненные ценности; понять, что быть хорошим отцом – значит быть хорошим гражданином, настоящим патриотом своей Родины.
Сергей ГАЛЫМОВ,
Астана