Первого марта Президент Казахстана Н. А. Назарбаев подписал Указ об учреждении Дня семьи. Тем самым Глава государства еще раз подчеркнул, что задача укрепления социальной роли казахстанской семьи, защита материнства и детства выходят на первый план. Сегодня мы беседуем с основателем и генеральным директором Института семейного воспитания Софьей Евдокимовой.

– Софья Львовна, является ли создание Института семейного воспитания насущной потребностью или это просто дань моде? Многие ведь привыкли считать, что семейный опыт обретается исключительно путем проб и ошибок, а теоретические знания здесь не имеют значения. В чем вы видите основные задачи Института семейного воспитания?



– Хочется начать ответ на ваш вопрос мудрыми словами казахской пословицы «К Родине любовь у семейного очага рождается». Эта идея нашла свое четкое отражение в Послании Президента «Стратегия «Казахстан-2050». Можно смело утверждать, что запрос общества на организацию Института семейного воспитания назрел давно. Нам необходимо популяризировать традиции народной казахской педагогики, продвигать в жизнь методические наработки, созданные учеными-педагогами разных стран, создавать сеть консультативных центров по воп­росам семейного воспитания.

Практическая реализация этих задач существенным образом зависит от поддержки Министерства образования и науки. Отрадно, что министерство проявило дальновидность и поддержало нас еще три года назад при открытии института, который занимается исключительно вопросами семейного воспитания. Поддержку министерства мы чувствуем и сейчас. Хочу выразить мнение многих о педагогов Казахстана том, что работа Министерства образования и науки в этом направлении вызывает уважение и заслуживает самых добрых слов.

– Последнее время приходится слышать, что глобальные общественно-экономические трансформации, которые происходят во всем мире и в нашей стране, привели к значительным изменениям самого института семьи. Что теперь учить и воспитывать надо не только детей, но и родителей.

– Вы совершенно правы. Появился даже международный термин «воспитание родителей»! Вопрос об ответственном родительстве поставлен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН. Родители, даже самые любящие, не обладают всеми знаниями, необходимыми для грамотного воспитательного процесса. Стратегическая цель «воспитания родителей» – помочь каждому из них стать родителем просвещенным, осознающим свои ценности, жизненные установки, родительские чувства. Такой родитель способен контролировать свой воспитательный стиль и устранять из него те элементы, которые могут помешать любимому чаду вырасти гармоничной личностью.

– А кто должен заниматься воспитанием родителей?

– К сожалению, практика работы с личными психологами пока мало распространена в нашем обществе. Поэтому огромную роль приобретает работа школьного психолога. Сейчас уже всем ясно, что качественное семейное воспитание невозможно без согласованных усилий родителей и специалистов, работающих с детьми в детских садах и школах.

Однако мой собственный многолетний опыт работы и анализ трудностей, с которыми сталкиваются школьные психологи, показал, что при обилии проблем у родителей компетентных в области вопросов семейного воспитания школьных психологов ничтожно мало. Многие из них по старинке стремятся работать только с учащимися, оставляя работу с семьей на периферии своего профессионального внимания. Все эти явления определяют задачи, которые призван решить Институт семейного воспитания, – помочь школьным психологам преодолеть свои слабости в работе с родителями, по-новому осмыслить свою роль в воспитательно-образовательном процессе.

– На что, по-вашему, необходимо было обратить внимание в программе по профессиональной переподготовке школьных психологов?

– У школьных психологов традиционно было множество направлений деятельности. Поэтому, когда появилось новое направление – работа с семьями учащихся, многие из них растерялись, не понимая, какую помощь оказывать семье, какие методы работы применять. Поэтому мы разработали программу повышения квалификации школьных психологов и педагогов, чтобы наши слушатели научились налаживать сот­рудничество с родителями, устанавливать атмосферу доверия и взаимного уважения, быть активными помощниками родителей в процессе воспитания.

Чтобы привлечь к преподаванию ведущих специалистов по вопросам семьи и познакомить слушателей с новейшими достижениями в этой области, институт заключил договор о сотрудничестве с ведущим российским вузом – Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова. Конечно, в программе задействованы и наши отечественные казахстанские специалисты под руководством академика, директора НИИ психологии КазНПУ им. Абая Жамили Идрисовны Намазбаевой.

– Поддерживаете ли вы связь со своими выпускниками и считаете ли необходимым расширять круг психологов, которым необходимо получать знания в сфере работы с семьей?

– Мы рассматриваем своих выпускников как передовой отряд в деле организации практической помощи семьям. В нынешнем году, например, 500 психологов (это наши выпускники и сегодняшние слушатели) по своим регионам будут в День семьи вести бесплатный прием граждан.

Что касается необходимости расширения круга психологов, то мы считаем, что необходимо привлечь к изучению проблем семейного воспитания специалистов, работающих в больницах, женских консультациях и родильных домах. Готовить женщин надо не только к родам, надо смотреть дальше – надо научить налаживать взаимодействие с мужем в процессе воспитания ребенка и помочь мужчине стать хорошим отцом. Что касается подготовки к отцовству юношей, этот вопрос стоит особенно остро. На мой взгляд, нет лучшего периода для этого, чем период службы молодых людей в армии. Именно здесь психолог должен помочь юношам осознать свои жизненные ценности; понять, что быть хорошим отцом – значит быть хорошим гражданином, настоящим патриотом своей Родины.

Сергей ГАЛЫМОВ,
Астана

Ссылка  http://www.kazpravda.kz/c/1368577694