13 февраля 2013 года в Институте семейного воспитания прошел очередной тренинг в школе молодоженов «Біргеміз» на тему «Конфликты в семье».

На встречу с молодоженами пришли старшеклассники средней школы №20.

На встрече

Прежде чем приступить к работе, психолог-консультант по семейному воспитанию спросила каждого из участников встречи, знают ли они определение слова «Конфликт» и о возможных причинах возникновения конфликтных ситуаций. Наше подрастающее поколение, оказывается, неплохо владеет знаниями в области конфликтологии, знает даже и и ряд советов по устранению конфликта и конфликтной ситуации, рассказывает о том, что нужно избегать раздражительных людей, которые вызывают ссору и конфликт, стремиться к общению с доброжелательными людьми, имеющими положительный взгляд на предупреждение и сглаживание возникающего конфликта или неприятного разговора.Однако, имеющиеся знания у молодежи еще не столь велики для того, чтобы умело и успешно решать конфликты и правильно выходить из сложившихся негативных ситуаций. Каждодневная работа над собой по снижению эмоциональной раздражительности , укреплению своего образа «Я», правильного определения взглядов на возникающие жизненные ситуации, получение новых знаний, основанных на опыте старшего поколения, все это позволит подросткам стать более грамотными в решении конфликтов.

 

Имея не слишком большой опыт семейной жизни , но уже сталкивающиеся с проблемами конфликта, молодожены - Жанзия Жаксыбаевна и Султан Аксатарович пожелали детям не тратить слишком много сил на переубеждения скептиков и на общение с теми, кто не хочет слушать и слышать. Не позволять другим людям возбуждать в вас чувства вины, а сделать себе установки, которые помогут преодолеть конфликт. Вот некоторые из них:

«Это не вопрос жизни и смерти, я преодолею это»; «Все идет нормально»;«Он (она) делает это не для того, чтобы навредить, а чтобы удовлетворить свои желания»; «Я спокоен»; «Мы благополучно все решим».

 

Послушав молодоженов и учеников о различных причинах конфликта имеющих место в школе, дома, в обществе, психолог - Айнур Оралбековна рекомендовала присутствующим правила по устранению отрицательных эмоций.

Отрицательные эмоции, раздражение приходится испытывать каждому из нас. Разве вы знаете кого-нибудь, кто никогда не злился бы, не мечтал отомстить обидчику, кого не подмывало бы иногда нагрубить, кто не испытывал бы временами ненависть??? И если вы заметили, что наибольшее число отрицательных эмоций нам доставляют не кто-нибудь, а самые близкие люди, самые любимые, те, с которыми мы живем бок о бок, и без которых мы просто не мыслим свою жизнь. Да, те же мать и отец, жена или муж, собственный ребенок, лучший друг. Вас это, конечно, не устраивает и вам становится обидно.

Здесь важно в сложившемся конфликте разобраться. Определить, что именно вас приводит в такое негодование, сформулировать свое локальное недовольство. Ведь большинство ссор происходит по причинам, которые сами ссорящиеся не вполне осознают. А чтобы этого не допустить, необходимо обладать культурой общения, быть толерантным и внимательным и найти правильный выход решения спорного вопроса.

В американской социально-психологической литературе,«Конфликт» получил название «Клевок по очереди». К примеру, рассмотрим зарождение конфликтных отношений в семье. Если на мужа постоянно кричит начальник на работе, муж, придя домой, срывается на супруге и кричит на жену. Жена, как по цепной реакции, ругает ребенка. Ребенок от обиды,пинает ногой собаку. В результате, происходит накал эмоциональных воздействий друг на друга. Нас же с вами более всего интересует иное в этой ситуации. Если муж кричит на жену, наверняка он выговаривает ей за какой-то непорядок в квартире или неправильное обращение с ребенком и т.д. Вряд ли он скажет ей, что «на меня кричали на работе, и теперь я сорву на тебе зло, разряжу свое эмоциональное напряжение». Но, однако, он так делает. А, если мы попробуем разъяснить мужу истинные мотивы его поведения, мы столкнемся с резким сопротивлением. Муж будет доказывать, что у него есть вполне реальные причины для того, чтобы быть недовольным своей женой.Такие причины у него действительно могут быть, но в данном случае, конфликт спровоцирован не женой.

Эмоциональное напряжение создалось у мужа за пределами дома, но разряжается он в семье. Кстати, семья наиболее часто является тем местом, где это происходит. К сожалению, нарушается гармония в семье и порождается недопонимание друг друга, которое ведет к конфликту.

Поэтому необходимо научиться каждому члену семьи не поддаваться этому «праведному гневу»! Не причинять зло и близким и себе. Никогда еще от вспышек гнева не улучшалась жизнь, не делались счастливее люди.

Требования друг к другу в семье, на работе должны быть конкретными, реальными, и сформулированными таким образом, чтобы не обидеть партнера! и максимально приблизить его к выполнению желаемого.

 

Продолжив тренинг, упражнение «Семейный герб и гимн» увлекло его участников. Творческая работа над созданием герба своей семьи, отражающего жизненную философию и главную ценность семьи, была захватывающей и интересной. Завершив которую,присутствующие поделились выполненным заданием и рассказали, что символизируют изображенные на рисунке символы их семейного герба, отметив при этом свои чувства и эмоции, испытываемые при выполнении работы. Свои работы старшеклассники решили забрать домой и подарить мамам и папам. А дома, обменяться мнением с родителями о прошедшем тренинге и обсудить наличие в семье такой важной реликвии, так семейный герб.

В конце тренинга молодожены пожелали старшеклассникам удачи в учебе и поменьше конфликтных ситуаций с родителями и в школе. Встреча для старшеклассников была познавательной в вопросах укрепления семейных ценностей, позволила познакомиться с молодыми семьями, вступившими в брачные отношения, с их интересными романтическими историями совместной жизни. В обратной связи, участники тренинга пожелали организаторам проводить подобные встречи старшеклассников с семьями разных поколений, потому что интерес к вопросам создания, укрепления и сохранения семьи и семенных ценностей всегда актуален для нашего казахстанского общества.

 

Обобщая сказанное об отрицательных эмоциях имеющих место в нашей жизни, психолог напомнила о следующем:

Отрицательные эмоции - это не порок, которого нужно стыдиться. Это часть нашего душевного мира, очень важная, ибо она ведет не только к разрушению, но и к созиданию. Разве не созидательна для творца злость на самого себя по поводу собственного неумения, незнания, недостаточной талантливости? Ведь часто, именно, осознание большей потребности этих качеств в жизни,становится рычагом в дальнейшей работе по преодолению собственного несовершенства. Если бы мы с Вами постоянно были довольны собой, близкими и окружающим миром в целом, мы не стремились бы преобразовывать ни себя, ни мир в котором мы живем. А это значит было бы меньше великих открытий в различных сферах деятельности человека и его совершенстве.

 Институт семейного воспитания благодарит заместителя директора, завуча по воспитательной работе школы №20 Кузурову Багиру Балтабековну за привлечение родителей и учащихся школы к обучению на тренингах по семейному воспитанию.


Институт семейного воспитания