Республиканский научно-практический семинар «Психология здорового поколения» собрал в Петропавловске школьных психологов из 14 регионов страны.

25-26 апреля текущего года в Северо-Казахстанской области Министерством образования и науки РК, совместно с Институтом семейного воспитания проведен республиканский научно-практический семинар «Психология здорового поколения».

Психология здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности.

Всемирная организация здравоохранения выбирает именно школу в качестве наиболее перспективного участка воздействия на развитие ребенка и подростка в сфере здоровья.

От состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности через 30, 40, 50 лет. Оценив образованность, здоровье, культурный потенциал подрастающего поколения 90-х гг., можно предположить, какой будет действительность в 2010–2040 гг.

В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев – практически невозможно.

В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения. Важная роль в концепции модернизации образования отводится здоровье сберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как «психически не болен, но психологически уже не здоров».

Отсутствие компетентности в вопросах психологического здоровья, закономерно приводит человека к социальной дезадаптации, каким бы благожелательным ни был окружающий социум. Известно, что одним из эффективных средств профилактики дезадаптации поведения является психологическая культура личности.

Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни и обеспечивающих его формах поведения может быть успешно осуществлено с помощью психологических методов и средств укрепления и развития здоровья.

По нашему мнению, все, чем занимается психолог в школе, повышает уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса (детей, родителей и педагогов). А задачи психологии здоровья: сохранение и укрепление здоровья, повышение его коммуникативной культуры, определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого потенциала – соответствуют задачам школьного психолога.

Главная цель работы семинара – еще раз привлечь внимание школы, общественности, чиновников, родителей, педагогов, студентов ВУЗов педагогического и психологического профилей к проблеме психологического здоровья детей- нашего нового поколения.Предложенные на семинаре методы работы, конкретные техники и приемы могут быть перенесены в педагогическую практику, тем более что они прошли апробацию в ходе занятий с учащимися и их родителями .

Участниками двухдневной работы научно-практического семинара стали 200 психологов 14 регионов страны. Гостей встречали руководители Управления образования Северо-Казахстанской области в лице Бикенова Нурболата Утегеновича– начальника Управления образования Северо-Казахстанской области и директора КГУ "Казахской школы-гимназии» города Петропавловска, в которой и проходил семинар. Программа состояла из двух частей.Первая – научно- практическая, в которой приняли участие ведущие психологи страны, ученые, профессорско-преподавательский состав Института семейного воспитания- академики: Намазбаева Жамиля Идрисовна, Казкенов Казбек Майлыбаевич; профессор- Евдокимова Софья Львовна, кандидаты психологических наук - Избакова Айжан Токжановна, Садыкова Анель Болатовна, опытные психологи- практики, директора школ, руководители Центров семейного воспитания городов страны. В первой части программы участники семинара познакомились со следующими темами:

1. «Проблемы психологического здоровья подрастающего поколения и пути их решения».Намазбаева Жамиля Идрисовна– академик МАНВШ, доктор психологических наук, профессор, директор НИИ Психологии Каз. НПУим. Абая, г.Алматы.

2. «Психология здоровья как фактор стабильности общества. Из опыта работы по укреплению здоровья в организациях и учебных коллективах». Немцан Татьяна Николаевна – директор Вячеславской средней школы Аршалынского района, Акмолинской области.

3. «Стратегия 2050 о национальных стандартах качества жизни. Психологическое здоровье и его взаимосвязь с физическим здоровьем».

Казкенов Казбек Майлыбаевич – академик МАНЭБ, профессор, доктор философии, руководитель ЦАПСИ АГФ НДП «НурОтан», г. Астана.

4. «Психологическое здоровье как цель и критерий успешности работы психолога».

Изакова Айжан Тендиковна –кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной политики Академии Государственного Управления при Президенте Республики Казахстан, г. Астана.

5. «Классификация нарушений психологического здоровья и организация коррекционной работы с детьми».

Сарсекеева Юлия Ивановна – директор Центра семейного воспитания города Кокшетау, психолог-консультант по семейному воспитанию.

6. «Буллинг – вызов школе как организации».

Евдокимова Софья Львовна – профессор, президент РОО «СалауаттыкКазакстандык», генеральный директор Института семейного воспитания, г. Астана.

7. «Здоровье сберегающие психотехнологии в образовательной среде».

Садыкова АнельБолатовна- кандидат психологических наук, психолог -практик в социальных системах НИИ Психологии Каз.НПУ им. Абая, г. Алматы.

8. «Семейное воспитание как профилактика правонарушений». Сакара Алена Юрьевна- директор Центра Семейного воспитания г.Экибастуза.

9.«Личностное развитие молодежи и подростков с учетом переживания ими чувств собственной безопасности». Калатур Людмила Сергеевна – психолог-консультант, директор Центра семейного воспитания г. Шымкент.

Вторая часть семинара содержала практическую часть - это ВОСЕМЬ мастер–классов от психологов – практиков по следующим темам:

- Здоровье сберегающие психотехнологии;

- Координация совместных усилий семьи и школы в психолого- педагогическом сопровождении ребенка;

- Построение здоровых взаимоотношений и взаимодействий родителей и детей;

- Сквернословие;

- Реконструкция семейной истории, как эффективный инструмент в психокоррекционной работе;

- Стили семейного воспитания и его влияние на становление личности ребенка;

- Формирование культуры здоровья на различных этапах обучения детей: практическое занятие.

Материалы семинарских занятий,освещенные в мастер-классах- это практическая помощь школьным психологам, которая позволит повысить качество воспитательной работы в школе, станет стимулом для тех педагогов, которых интересует тема психологического здоровья.

По итогам встречи, психологи-участники семинара выработали и приняли рекомендации и при проведении общей рефлексии семинара,поблагодарили организаторов за столь значимый практический семинар для психологов учреждений образования республики. Один из отзывов предлагаем прочесть.

Уважаемые организаторы Республиканского семинара!

Уважаемые коллеги – школьные психологи!

Испытываю трепет и волнение от участия в семинаре!

Впервые на семинаре такого уровня собраны педагоги-психологи со всех областей нашей Республики!

Присутствуя на мастер-классах – старалась ничего не упустить, все запомнить, записать, если не успевала записать – закодировать. И еще по-хорошему завидовала коллегам, которые обучаются в Институте семейного воспитания – столько интересных, интересующихся и интереснейших занятий, преподавателей, соратников…

Все идеи и начинания посвящены только одному, самому важному в жизни любого человека – семье! Оптимизировать работу с родителями необходимо просто потому, что – «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»! Я буду стремиться к тому, чтобы тоже поступить на курсы повышения квалификации при Институте семейного воспитания!

В течение этих двух дней у нас была «диета профессиональных знаний»!Я бы добавила, еще и «диета» от профессионалов-преподавателей: Татьяны Николаевны – супер креативный директор школы, Анель Болатовны – увлеченный психолог-практик, Гульнары Омирсериковны – преподаватель добрых манер, Юлии Ивановны – эмоциональная и понимающая коллега, Людмилы Сергеевны – властелин «шкатулки психолога», Айжан Тендиковны – проводник в мире профессионалов.

Проникнувшись полученными знаниями, записала в свой «эмоциональный дневник» следующее:

Я СЧАСТЛИВА, потому что получила массу положительных эмоций, энергии.

Я СЧАСТЛИВА, потому что получила много нужной практической информации.

Я СЧАСТЛИВА, потому что работаю с интересными, креативными, увлекающимися преподавателями!

Я СЧАСТЛИВА, потому что общаюсь с умными, красивыми, веселыми коллегами-психологами!

Я СЧАСТЛИВА, потому что могу и ХОЧУ применить полученные знания, чтобы помочь себе, ученикам, педагогам и родителям!

Я СЧАСТЛИВА, потому что чувствую себя полной новых идей и начинаний!

Я СЧАСТЛИВА, потому что могу и ХОЧУ выразить всем свою благодарность!

Я СЧАСТЛИВА, потому что расту профессионально!

Я СЧАСТЛИВА, потому что работаю педагогом-психологом!

Я знаю, что путь психолога состоит из дорог и тропинок, извилистых и труднодоступных. Но от этого я чувствую себя еще более счастливой и нужной.

Наша работа – это дом, из которого не хочется уходить, лестница, по которой хочется в хмурый день дойти до солнца, дверь для всех, кто хочет войти, и окно, в котором не гаснет свет для всех, кто думает, что поздно…

Уважаемые школьные психологи! Хочу пожелать всем удачи, успехов и смелых идей и начинаний!!!

Это выступление одного из психологов с 16- летним стажем работы- г-жи Якимовой, руководителя Психологической службы Первой гимназии г. Петропавловска.

Оно, на наш взгляд, стало оценкой того большого труда, как организационном плане проведения семинара, так и в практической помощи психологам в повышении психолого-педагогических знаний, которые с успехом можно применять в дальнейшей деятельности школьного педагога-психолога, совершенствуя свое профессиональное мастерство.Безусловно, такие научно-практические семинары позволяютповысить уровень квалификации психологов, так как дают возможность познакомиться с новыми техниками и методами работы в области психологии, обменяться профессиональным опытом, а самое главное, найти новых друзей, единомышленников в кругу профессионалов.

Л. Набитовская

 Фоторепортажс Республиканской научно-практической конференции «Психология здорового поколения». Первая часть.