Процессы социально-политических и экономических преобразований в нашей стране за последние годы достаточно сильно оказали влияние на самую уязвимую категорию общества - молодежь. Подрастающее поколение всегда обостренно воспринимало сложившиеся реалии, ведь становление личностного роста зависит от многих факторов, происходящих как в мире, так и в стране. Но,основным из них, на наш взгляд,является семья и психолого-педагогический уровень компетентности родителей. Именно семейное воспитание будущего поколения во многом определяет успешную социальную адаптацию ребенка,а повышение педагогической культуры родителей определяет пункты первичной профилактики молодежи от асоциальных установок.

Сегодня перед обществом, а в первую очередь, перед педагогами и родителями, наряду с профилактикой аддиктивного (включаем сюда химическую и компьютерную зависимости, опасность религиозного экстремизма) и девиантного поведения(сюда относятся все виды асоциального поведения, включая суицидальное), появилась еще одна проблема-нарастающая динамика проявления инфантилизма среди подростков и молодежи. Кто-то из скептиков скажет, наверное, ну вот,опять что-то придумали, ведь главное подросток не конфликтует, домосед, спокоен. На первый взгляд – нет больших проблем. Но, к сожалению, опыт и исследования многих зарубежных психологов (в Казахстане по этой проблеме серьезные исследования еще не проводились) показывает, что именно проявление инфантилизма среди молодежи и подростков может привести в будущем к демографическому кризису населения, к массовой социальной дезадаптация, а значит, в последствии скажется на развитии государства.

Учитывая серьезность названной проблемы и ее возможные последствия, 26февраля 2013 года, Институт семейного воспитания провел круглый стол на тему «Подросток: трудности взросления». Целью этой встречи было обсуждение вопросов отклоняющего поведения подростков, в частности феномена социального инфантилизма среди подрастающего поколения. Открыла круглый стол- директор института семейного воспитания Набитовская Л.Н. Модератором мероприятия выступила директор Департамента по защите прав детей - Жумабекова Р. М.

Программа круглого стола включала в себя множество вопросов, касающихся личностного становления подростков. По вопросу «Подросток: агрессия, аддикция-правонарушение» выступили представитель силовых структур, в лице инспектора ювенальной полиции Утеповой Г.М.и сотрудник ЕНУ им. Л.Гумилева, кандидат психологических наук - Айтышева А. М., которые обратили внимание присутствующих на сложившуюся обстановку по правонарушениям среди несовершеннолетних и ответили на вопросы учащихся старших классов о смысле жизни.

Уразбаева Г. Т., доцент и кандидат педагогических наук ЕНУ им. Л.Гумилева в своем выступлении на тему «Инфантилизм, как фактор асоциального поведения» всесторонне раскрыла понятие данного феномена, объяснила возможные причины его проявления и призвала присутствующих к совместному решению данной проблемы.

В мероприятии приняли активное участие - представитель управления образования города Астаны,методист Нурмаганбетова А.Н., руководитель «Совета отцов», члены Ассоциации родительских комитетов г. Астаны-Жуматаев К. Ж. иТусупова Г. Ж., которые провели небольшую дисскусию по вопросу «Инфантилизм молодежи, как одна из проблем «отцов и детей».

Среди многих психологов бытует мнение, что инфантилизм-это болезнь.Свое видение по этому вопросу изложила Дегтярь Т. И.- главный внештатный детский психиатр города Астаны,в своем докладе она раскрыла тему «Психологические проблемы аддиктивного поведения подростков».

После оживленной дискуссии, в качестве констатации факта, вниманию присутствующих были предложены: социлогический опрос жителей города Астаны в виде видеоролика на тему «Инфантилизм-цена цивилизации»;результаты анкетирования по определению ценностей учащейся молодежи. Эти материалы были подготовлены сотрудниками Института семейного воспитания при активной поддержке директора института Набитовской Л.Н.. Результаты анкетирования показали, что тенденция деградации ценностей молодежи имеет место, а именно: сложность современной социокультурной ситуации, неукоснительно влечёт за собой безудержный рост среди молодёжи новых видов зависимого поведения и развитие таких зависимостей, как компьютерная, интернет-зависимость, сексуальная; постоянное давление на детей и подростков со стороны СМИ, которые манипулируют и эксплуатируют их сознание в рекламных целях, увеличивая тем самым продажу табака, алкоголя, наркотиков, компьютерных игр и проведения свободного времени в увесилительных заведениях.В анкетировании приняли участие учащиеся СОШ №31,54 и колледжа транспорта и коммуникации. Данные результаты анкетирования были предоставлены в виде методического пособия.

Неожиданным для организаторов круглого стола оказался тот факт, что студенты колледжа коммуникаций и транспорта, тоже провели подобное анкетирование среди подростков своего учреждения, и полученные результаты данного анкетирования представили участникам на обозрение. Оказалось результаты имели схожесть с результатами анкетирования Института семейного воспитания. Студенты озвучили эти данные в своем выступлении. В своей презентации молодые люди, несмотря на свой юный возраст,задавали очень серьезные вопросы инспектору ювенальной полиции, а в некоторых моментах и поспорили с представителями Управления образования и здравоохранения. В частности: студентов колледжа транспорта и коммуникацийА. Араша иС. Муташева интересовали вопросы по саморегуляции и вопросы проекции воспитания в будущем. Получив ответы, ребята обратились с предложением к организаторам круглого стола с просьбой, чаще организовывать подобные встречи непосредственно в учебных учреждениях.

В ходе обсуждения высптуплений, обозначились основные проблемы, решение которых оказало бы помощь в предотвращении в следующих проявлениях инфантилизма среди подростков, а именно:

  • Наблюдается деградация духовных ценностей молодежи, в том числе семейных ценностей;
  • Обращает внимание развитие маргинализма и прагматизма;
  • Нежелание молодежи в будущем вступать в брачные отношения и иметь детей;
  • Существует риск формирования социального пессимизма или неверия в возможность реализовать свои лучшие силы и способности в будущем;
  • Наблюдается кризис при досуговом самоопределении в процессе обучения и воспитания (учащиеся практически не вовлечены в какую-либо деятельность, в образовательных учреждениях слабо ведется работа по личностному самоопределению);
  • Существует кризис в системе «семья- учащий -педагог», т.е. практически отсутствует взаимосвязанная и единая работа школы и семьи.

Два с половиной часа длился круглый стол, который прошел в обстановке живого общения, в ходекоторого, помимо вышеуказанных концептуальных и методологическихвопросов, рассматривалсяширокий круг организационных проблем в сфере профилактики инфантильного поведения среди детей и подростков, научные и прикладные вопросы оптимизации мер по профилактике инфантильности молодого поколения. Принята резолюция круглого стола, подготовлены рекомендации для заинтересованных структур.

 

А. Матаева