Совсем скоро, через 2 месяца, 11-классники всех школ Казахстана будут сдавать Единое Национальное Тестирование (ЕНТ). Его главная идея - объединить выпускные школьные и вступительные ВУЗовские экзамены. 

Первоначально планировалось, что сдав всего один экзамен, подросткам будет легче, как физически, так и морально. На практике оказалось, что волнений не уменьшилось, а, скорее, наоборот: все участники процесса – и сами учащиеся, и педагоги, и родители учащихся отмечают возрастание нервозности при подготовке и сдаче ЕНТ. 

О том, как преодолеть сложности ситуации, как ученикам не впасть в панику и сохранить самообладание, как родителям выпускников помочь своим детям, ответит генеральный директор Института Семейного Воспитания из города Астана, профессор Софья Львовна Евдокимова. 

ВОПРОС: Кто несет основной груз ответственности за психологическое состояние подростка в период подготовки и сдачи ЕНТ?

ОТВЕТ: Здесь нет одного «ответственного». Ведь для выпускников ЕНТ является, по сути, первым в жизни серьезным испытанием, от результатов которого существенно зависит их будущее. Помогать молодым людям должны «всем миром» - и школьные специалисты, начиная от администрации школ и школьных психологов, и родители учащихся. Причем этот союз «школа плюс семья» должен быть очень хорошо скоординирован.

ВОПРОС: Почему за 10 лет ни школа, ни родители не выработали действенных мер по снятию психологического напряжения, которое сопровождает сдачу ЕНТ? 

ОТВЕТ: Во-первых, это непростая задача. У нас еще нет такого поколения родителей, которым довелось бы самим пройти через процедуру ЕНТ. Поэтому многие родители неосознанно преувеличивают сложность заданий экзамена, забывая, что все они составлены на основе школьной программы.

Во-вторых, даже 10 лет оказалось недостаточно, чтобы сама процедура проведения тестирования стала привычной.

В-третьих, многие родители ставят слишком высокую планку для своих детей, не допуская даже мысли о неосуществимости своих родительских желаний. Это порождает в детях страх получить результат ниже ожидаемого и, как следствие, подвергнуться наказанию. С этим стрессом им, естественно, очень трудно справиться.

В-четвертых, многие родители до сих пор относятся к ЕНТ негативно, не видя его преимуществ, фокусируясь на недостатках. Вольно или невольно они транслируют свое негативное отношение детям. В итоге подростки начинают воспринимать ЕНТ не как естественный завершающий аттестационный этап школьного обучения, а как какую-то незаслуженную ими «кару». Это рассеивает силы учащихся, и вместо того, чтобы сконцентрироваться на учебе, на подготовке к ЕНТ, они начинают вязнуть в раздражении на ситуацию и в жалости к самим себе.    

ВОПРОС: Что необходимо предпринять, чтобы исправить ситуацию?

ОТВЕТ: Очень важно продолжать формирование адекватного отношения к ситуации ЕНТ и у учащихся, и у их родителей. Значительным шагом на этом пути станет осуществление Республиканского проекта «Ежегодное Единое Республиканское Родительское собрание-семинар «Психологическая помощь родителям при подготовке подростка к сдаче ЕНТ», которое планируется провести 18 мая в рамках мероприятий, посвященных Международному Дню семьи. Главными организаторами проекта выступают Министерство образования и науки РК и партия «Нур Отан». Организаторами –  Управление образования и Управление по защите прав детей всех регионов Казахстана, Институт Семейного Воспитания (город Астана), региональные Центры Семейного Воспитания.

Это будет очень масштабная акция. Работать с родительской общественностью будут 1116 педагогов-психологов. Все они – выпускники Программы профессиональной переподготовки в области семейного воспитания, которую последние 4 года осуществляет Институт Семейного Воспитания при поддержке Министерства Образования и Науки РК. 

Мы хотим помочь родителям, вселить в них спокойствие, вооружить необходимыми знаниями по технологии подготовки к сдаче ЕНТ, дать им психологические инструменты для само-регуляции эмоционального состояния.  Ведь если проблема психологической готовности учащихся 11 классов к ЕНТ многократно обсуждалась, то проблеме психологической готовности их родителей до сих пор достаточного внимания не уделялось.

В ходе собрания психологи обсудят с родителями выпускников весь диапазон неконструктивных стереотипов родительского поведения в период подготовки к ЕНТ – от полного безразличия и безответственного попустительства, до чрезвычайно высокой тревожности и даже запугивания детей. Родителям будут предложены методики, позволяющие снижать напряжение и тревожность, повышать стрессоустойчивость подростков. Психологи дадут советы относительно того, как помочь своему ребенку создать позитивный рабочий настрой, как объяснить ему наиболее эффективные способы распорядиться своим временем и силами. Занимаясь таким образом с ребенком, родители сделают очень важное дело: они снизят напряжение и тревожность ребенка, обеспечив тем самым наилучшие условия для его занятий.

Мы хотим, чтобы каждый родитель понимал: важность результатов ЕНТ не должна затмевать их заботу о здоровье ребенка и его эмоциональном благополучии. Впереди – вся жизнь, и подросток должен войти в нее с верой в свои силы, с чувством, что родители его понимают и поддерживают, что даже если не все получится сразу – у него в дальнейшем будет возможность добиться всех поставленных целей. 

Самая большая задача, которую не должны выпускать из фокуса своего внимания родители выпускников: подготовка к ЕНТ должна не разъединять, а сплачивать семью! В семье должен возрасти потенциал взаимного понимания, взаимной поддержки, уважения и любви! Ведь как говорит казахская народная мудрость, «Yлы жол yйiннiн табалдырыгынан басталады» («Дорогам свершений начало – порог отчего дома»! 

ВОПРОС:  Какие конкретные советы можно дать родителям 11-классников?

ОТВЕТ: В первую очередь, мне хотелось бы призвать всех родителей создавать в семье обстановку дружелюбия и уважения. Очень важно, чтобы родители показывали свою любовь к ребенку, свою веру в него. Ведь это его главная поддержка и главный мотиватор достижений. Когда подросток слышит от отца: «Я знаю – ты все сделаешь хорошо», его силы приумножаются за счет силы его уважения к отцу. И мамам, и папам надо всегда об этом помнить!

Опираясь на сильные стороны ребенка, и избегая напоминания его промахов, родители помогут подростку справляться с различными задачами, создавая у него установку: «Я смогу все сделать наилучшим образом».

Ребенок очень чутко улавливает и остро реагирует на эмоциональное состояние родителей. И если взрослые не научатся справляться с собой, будут сеять ажиотаж и панику, то ребенок неизбежно «заразится» этими неконструктивными состояниями и в самый ответственный момент уйдет в эмоциональный «штопор». 

Особенно важно быть внимательными к самочувствию ребенка. Именно родители должны контролировать режим его занятий, не допуская перегрузок, организовывать удобное место для занятий и следить, чтобы никто из домашних (сестер, братьев, бабушек-дедушек) не мешал ребенку заниматься.

Мамам стоит обратить внимание на питание ребенка. Во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная, разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга и облегчают усвоение учебного материала.

Чаще всего переутомление наступает потому, что занятия не чередуются с отдыхом. Родители должны проконтролировать, чтобы после привычных 40-45 минут занятий следовал 10-ти минутный перерыв. В это время можно перекусить, полюбоваться пейзажем за окном, сделать небольшую зарядку или принять душ. 

Накануне экзамена надо решительно пресечь попытки ребенка заниматься «до упора». Пресловутая «ночь перед экзаменом», которой якобы всегда не хватает, чтобы «отполировать» знания, на самом деле не более чем миф. Поэтому родители должны успокоить ребенка и обеспечить ему полноценный отдых, чтобы он отдохнул и, как следует, выспался.

Родителям выпускников не надо полагаться только на свой прежний опыт. Нужно активно изучать психологические методики, помогающие повышать эффективность подготовки к экзаменам. За счет умения мобилизовать себя в решающей ситуации и владеть своими эмоциями, подросток более успешно проявит себя на экзамене. При этом не надо «изобретать велосипед», гораздо лучше обратиться за советом и помощью к специалистам.

ВОПРОС: Куда родителям следует обращаться? Где искать помощь и поддержку?

ОТВЕТ:
Прежде всего, родители должны активно сотрудничать со школьными психологами, которые часто недооцениваются родителями, и совершенно напрасно. Астанинцы могут в сложных ситуациях придти за советом к нам в Институт Семейного Воспитания на улицу Богенбай Батыра 6а. А жители регионов – в региональные Центры Семейного Воспитания, которые открыл и патронирует наш Институт. Можно воспользоваться самым современным средством связи – Интернетом, и задать интересующие вопросы на нашем сайте www.ife.kz. Психологи, работающие в Институте Семейного Воспитания, свяжутся с каждым, задавшим вопрос, и дадут конкретные рекомендации.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Уважайте ситуацию - примите все ее плюсы и минусы. ЕНТ - это новая реальность в нашем образовательном пространстве, и с этим фактом нельзя не считаться. Направьте свои силы на максимально полное использование положительных моментов ситуации, одновременно отстраиваясь от негативных моментов;

Уважайте ребенка - поднимайте его самооценку, укрепляйте его веру в свои силы и способности;

Успевайте быть внимательным - вовремя замечайте все нюансы настроения и поведения ребенка, помогайте ему справиться с нагрузками без перенапряжения физических и психологических ресурсов организма.