Зачем психологу надо повышать квалификацию по семейному воспитанию.
«Семья - это микрокосмос всего мира,
чтобы достичь его, достаточно познать семью».
В. Сатир
Самое главное и ценное в жизни человека – это семья! Думаю, вы согласитесь с тем, что семья – это важнейшее, что есть в жизни любого человека. Сначала – это семья родителей, где мы рождаемся. Ее мы не выбираем, но именно она накладывает огромный отпечаток на нашу дальнейшую жизнь и формирует наше представление о том, какими должны быть семейные отношения.
Затем приходит время создавать свою семью. А это далеко не так просто, ведь семейные отношения – это не только любовь и радость, но и ежедневный труд. Недаром говорят, что создать семью несложно, сложно ее сохранить.
В каждой семье свой рецепт счастья и свое виденье того, какими должны быть правильные семейные отношения. Как говорится, чужая семья – потемки. Однако нельзя оспорить того, что семья не может существовать без взаимного уважения, взаимопонимания и готовности находить компромисс. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему». (Лев Толстой).
Современная семья оказалась в зоне риска… Риск заключается в определенных сложностях, связанных с сохранением семьи как таковой. Невероятная эмоциональная нагрузка всех членов семьи: занятость родителей на работе, огромная нагрузка на детей в школе и во внеурочной деятельности, практически потеряна связь с бабушками и дедушками. И как результат появляются сложности в коммуникациях между членами семьи, что, безусловно, приводит к потере эмоциональной близости и практически потере меж поколенных отношений. Кризис семьи очевиден и причины могут самые разные, например, такие:
- «близорукость» воспитательных представлений родителей (недостаточность знаний, неумение создавать и использовать возможности воспитательной ситуации, необоснованность требований к членам семьи);
- воспитание детей «по образу и подобию» своего детства;
- гиперпротекция в различных ее проявлениях;
- эмоциональное отвержение родителем сына или дочери;
- отстранение детей от посильного домашнего труда.
Это реальные проблемы современной семьи и такие семьи часто объединяются понятием «неблагополучная семья». Можно ли избежать проблем в семье такого рода? Да. Проводником и помощником для тех, кто оказался в трудной ситуации в семье становится школьный психолог. Школьный психолог должен понимать, в чем источник проблем и тогда сможет помочь в преодолении семейного кризиса в конкретных семьях. Совершенно очевидно, что подводные камни в возможной кризисной ситуации в семье, в большинстве своем, в непонимании членами семьи психологических процессов, которые происходят в семье, может быть это и тотальная психолого-педагогическая безграмотность родителей.
В системе образования Казахстана уже много лет работают школьные психологи, одной из задач поставленной перед специалистами является работа с семьёй, причем со всеми членами семьи с целью налаживания отношений и сохранение семьи. Все школьные психологи, которые работают в школьных и дошкольных учреждениях имеют специальное образование, но ситуации, связанные с проблемами в семье, бывают архисложные. Для того чтобы помогать семье, нужно обладать дополнительными знаниями в вопросах семейной психологии и смело идти в семью.
Грамотные, умные, толерантные, с высоким уровнем эмпатии профессиональные педагоги-психологи, работающие в образовательных учреждениях Казахстана готовы помогать решать многие проблемы, которые возникают в семье:
- Как формировать нормы и границы в воспитании;
- Как уберечь ребенка от зависимости к наркотикам, алкоголю, табаку;
- Что нужно делать, если ребенок попал в деструктивную группу;
- Когда «никто никого не любит»;
- Семья на грани развода;
- Что делать если в семье горе?
- Физическое насилие в семье.
- Сексуальные злоупотребления.
- Психологическая агрессия.
- Школьные фобии.
- Ребенок инвалид в образовательном пространстве.
- Отношения с бывшими супругами.
Реальные проблемы, которые не просто решить в семье без помощи школьного психолога и не редко выходы из кризисных ситуаций бывают крайне неконструктивные, вплоть до суицидальных попыток. Школьные психологи Казахстана находятся в поисках новых технологий для работы с современной семьей, но, чтобы эта работа приносила результаты, нужно наладить конструктивное взаимодействие с родителями. Встреча на родительских собраниях, беседы в неформальной обстановке с безоценочными суждениями по поводу детей, совместные встречи родителей и детей.
Нужен диалог, который позволит родителям не бояться необычности (относительно себя) собственного ребенка, который мыслит иначе, играет другими игрушками, общается в виртуальном пространстве, или уходит от общения вообще… «Почему он другой? Как мне с ним общаться?» - спрашивает разумный родитель.
Нужен диалог, который позволил бы родителям понять путь взросления ребенка, с точки зрения закономерностей развития, диалог о безусловном принятии ребенка, об осознанном родительстве.
Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы школьный психолог должен получить системные знания по вопросам СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ. Структурированные, научно обоснованные знания можно получить в образовательных учреждениях, которые занимаются изучением данных вопросов целенаправленно, глубоко и профессионально. В Казахстане Институт Семейного Воспитания ориентирован на повышение квалификации школьных психологов по данному вопросу. В институте аккумулируется опыт специалистов Казахстана с учетом национальных особенностей в семейном воспитании.
Высококлассные специалисты обучают школьных психологов на высоком научно-методическом уровне различным техникам и методам взаимодействия с детьми и их родителями.
Институт является мощным ресурсом в поддержку школьных психологов, работающих с детьми и их родителями. Институт Семейного Воспитания много лет конструктивно сотрудничает с Российскими специалистами. В этом взаимодействии аккумулируется традиционный опыт семейного воспитания в Казахстане, приобретаются новые современные знания, основанные на концептуальных подходах российской психологии и педагогики.
Роль школьных психологов в работе по поддержке семьи в Казахстане чрезвычайно велика! Работая в образовательном учреждении с семьями школьные, психологи выполняют МИССИЮ сегодняшнего дня: помочь ребенку быть счастливым в семье, нормализовать отношения между родителями, улучшить психологический климат в семье, создать ситуацию успеха для каждого члена семьи. МИССИЮ профессиональной поддержки школьных психологов в вопросах семейного воспитания качественно с перспективой развития школьных психологов в вопросах СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ осуществляет Институт Семейного Воспитания. Центром любой семьи индикатором счастливой жизни являются дети, и здесь мы видим ПРОБЛЕМЫ. Ребенок XXI (цифровой ребенок) стал непонятен родителям…. Он не прилетел к нам с другой галактики, он НАШ. Он по-другому реагирует на привычные вещи. ОН по-другому думает (преобладает клиповое и синтинтезируещее мышление), происходят сущностные изменения в личностном, когнитивном, эмоциональном развитии представителей цифрового поколения. Его взросление происходит в какой-то другой форме, подчиняется иной логике, и ученые всего мира педагоги-практики, психологи отмечают целый ряд изменений, которые, по – сути, выстраивают новый мир взаимоотношений мира ДЕТСТВА с МИРОМ ВЗРОСЛЫХ.
Родителям необходимо с этим феноменом «нового детства» разобраться и научиться выстраивать отношения с детьми, которые организуют нашу жизнь ЗАВТРА. Они иначе думают, по-другому дружат, живут в виртуальном мире, играют в игры и игрушки, которые не понятны родителям.
У родителей бесконечные вопросы, недоумения по поводу взаимодействия с собственным ребёнком, не понимание, протест, агрессия, что очень сильно разрушает психологический климат в семье. На помощь к родителям приходят специалисты, которые готовы к встрече с новым феноменом «РЕБЕНОК XXI века».
С. Евдокимова