Давайте, дорогие друзья, на минуту вспомним прошлые времена. Несколько десятилетий назад наши дети ходили в школу без охраны, с удовольствием учились, стремились стать настоящими людьми, получить профессию, приносить пользу себе, семье и обществу.

Воспитанием детей занимались все: общество, государство, школа, семья. Даже обычный прохожий мог сделать замечание подросткам, если они плохо себя вели. И даже тогда, в тех общественных условиях, педагоги постоянно учились, повышали квалификацию, много читали и делились опытом друг с другом.

А что мы наблюдаем теперь? Родители опасаются отпускать детей в школу, потому что там их могут обидеть сверстники или даже учителя. Наших детей могут обидеть везде – на улице, в транспорте, в школе. По данным социологических исследований, уже со второго класса дети не хотят учиться, теряют мотивацию к учебным занятиям. Гаджеты и интернет стали более интересными, чем чтение книги, решение задачи. Любой современный учитель подтвердит это.

Этой осенью спрашиваю у подруги-педагога, которая набрала класс первоклашек: «Какие трудности появляются в работе сегодня?» Она отвечает: «С детьми мы можем справиться, вот с родителями – настоящая проблема!» 

Современный родитель полностью дезориентирован в вопросах семейного воспитания! Старые методы воспитания – уговоры, запреты, наказания и поощрения – современный родитель не использует в комплексе, руководствуясь здравым смыслом. Современный родитель – что-то знает или слышал о воспитании детей, но на практике – даже в случае, если ребенок что-то натворил в школе – ничего не может предпринять.

Мы наблюдаем много искажений в родительской позиции: либо крайняя жестокость, физические наказания детей по любому поводу, либо крайний либерализм в семейном воспитании, то есть ограничения, правила поведения в такой семье отсутствуют. Где-то между этими позициями – десятки разных вариантов семейного воспитания, все дисфункциональные! Вырастают инфантильные в личностном плане дети. Они могут быть карьерно ориентированы, стремиться к высоким достижениям, но в 25-30 лет они не могут создать счастливую семью. Руководствуются чувствами, которых надолго не хватает! Статистика разводов об этом не говорит, а «кричит»!!!

И что, наши дети уже не созданы для семейного счастья? Им уже не удастся воспитать своих детей здоровыми и счастливыми? Эта вереница разводов, расставаний, семейных разрывов так и будет длиться вечно?

Мы с таким будущим категорически не согласны! Я и коллеги видим выход в том, чтобы переломить ситуацию в школе, в системе образования в целом. Уже несколько лет в Казахстане работает Институт Семейного Воспитания. Образовательные программы по темам семейного воспитания для педагогов и психологов освоили сотни и сотни специалистов. Им здесь дают не только новые идеи для помощи семьям с детьми, но и практические навыки консультирования и профилактической работы с родителями школьников.

Мы считаем, что для общего успеха должна проводиться регулярная работа и с классными руководителями, кто в наибольшей степени заинтересован в успешности взаимодействия с родителями школьников.

Есть люди, которые считают, что родители не нуждаются в просветительских и профилактических занятиях. Аргумент – нельзя вмешиваться в жизнь семьи – звучит слабо! Крайний индивидуализм – это сугубо западная ценность. И что получается, советовать родителю, как воспитывать детей нельзя, а отбирать детей из семьи – можно!

Ведь все мы знаем, как это происходит в так называемых развитых странах! Неужели кто-то из Вас допускает для себя такую возможность? Неужели кто-то из сторонников либерализма допускает, что кто-то чужой, уже не учитель, а полицейский, соцработник, запросто может отнять ребенка только за то, что в холодильнике не окажется апельсина. Таких случаев много! Поинтересуйтесь ими, защитники идей невмешательства в жизнь семьи!

Мы считаем, что более разумный и более гуманный способ взаимодействия общества и семьи – это грамотная политика и практика школы по отношению к семейному воспитанию. Классный руководитель может быть превосходным консультантом для тех молодых родителей, которые не знают возрастных норм развития детей, затрудняются с выбором воспитательного воздействия, с выбором профиля обучения, профессиональной ориентации, вопросах оптимальной организации режима дня школьника, здоровьесбережения и так далее. Насущных вопросов в жизни современной семьи с детьми – огромное количество. И ответы на эти вопросы не всегда можно найти в Интернете. Кто так думает – глубоко ошибается. Да и на поиски понадобится много времени!

Если школьные педагоги, психологи, классные руководители будут хорошо разбираться в вопросах семейного воспитания, будут хорошо обучены консультированию, смогут красиво и грамотно провести родительские собрания – от этого все выиграют – и дети, и родители, и школа. А когда это будет в каждой школе – то и всё общество тоже будет выигрывать. Это не мечта и не иллюзия. Нам известны государственные проекты в области поддержки семейного воспитания, которые были признаны успешными и их опыт может воспроизводиться и в нашей стране.

Разговор у нас – серьёзный. Речь идет о будущем наших детей. Борются две позиции. У одних – позиция невмешательства в жизнь семьи, попустительства, дисфункционального семейного воспитания.

Наша позиция имеет научное обоснование, проверена опытом многих стран, направлена на повышение педагогической культуры родителей. Главные актеры этого процесса – учителя и классные руководители, кто обязательно поможет родителям и будет сопровождать семейное воспитание школьников любого возраста, с первого по выпускной классы. Только неравнодушный педагог, тот, кто переживает ответственность за воспитание детей, кто уважает школу и свой труд, кто много учится и обладает современными научными знаниями – только такой человек нужен сегодня в школе. Только такой классный руководитель сможет консультировать родителей по различным сложным вопросам, делиться с ними радостью маленьких и больших побед учеников. Такой классный руководитель сможет считать себя настоящим профессионалом, так как он умеет решать насущную проблему – взаимодействовать с родителями школьников, повышать их педагогическую культуру, раскрывать творческий потенциал, совершенствовать семейное воспитание.

Институт Семейного Воспитания