Тренинг с учащимися 11-го класса школы №18 города Астаны на тему «Психологическое сопровождение  учащихся при подготовке к ЕНТ».
     
Цель тренинга:

  • Рассказать учащимся о последствиях  стресса;
  • Научить учащихся снятию переживаний и стрессовых ситаций, используя метод психологической помощи-  сказкотерапия;
  • Развивать   навыки  рефлексии и метофорическое  мышление;
  • Тренировать  умение  расслабляться и снимать напряжение;
  • Развивать  креативность у учащихся;
  • Дать психологические  рекомендации .


Ход тренинга: (1 час 30 минут)

1 часть тренинга:
Мини-лекция для учащихся:  Что же такое стресс? Как его преодолеть. Рекомендации.
«Стресс», в переводе с английского, означает напряжение, сжатие, давление, подавленность.
Стресс — это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные.

Стресс, выражаясь научным языком, это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему.

Многие из нас осознают и понимают, какой вред нашему организму и душе наносит стресс, а точнее то, что мы не предпринимаем никаких действий по ликвидации негативных ощущений

Симптомы стресса  найдут у себя многие: нарушение концентрации внимания, агрессивность, тревожность без повода, бессонница, депрессия.

Рекомендации учащимся  об эффективных способах подготовки к ЕНТ.

Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверх цели. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.  

Если очень трудно собрать с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала. Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Что делать, если устали глаза?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни два любых упражнения:

 

  • посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево-вправо (15 секунд);
  • напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;
  • попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (10 секунд), нарисуй квадрат, треугольник - сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

 

Режим дня

Раздели день на три части:

  •  готовься к экзаменам 8 часов в день;
  •  занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй;
  •  спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе
  • тихий час после обеда.

 

Как развивать мышление

  1. Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше  сказать.
  2. Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.
    Развивать мышление - это насыщать свой ум знаниями.
  3. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.
  4. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы  и искать ответы на них.
  5. Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления - свободное изложение прочитанного, участие в  дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому  лицу того, что не до конца понимаешь сам.

Питание
Питание должно быть 3-4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.

2 часть тренинга: 

Снятие стресса.

Упражнение «Деревья –Характеры из волшебного леса».

Сказкотерапия  -  это направление практической психологии использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитания, образования...

Элемент из сказкотерапии . (30 минут).

Психолог: Сядьте поудобней. Глаза можете закрыть. Я прошу вас   представлять только то ,о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки , а я расскажу вам сказку...
Звучит сказка. (Неполный текст).

В некотором удивительном мире , в долине , раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу,где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли... Деревья-Характеры....

После прочтения сказки нужно нарисовать свое персональное Дерево-Характер. Подумайте : а кто мог бы жить возле вашего Дерева?

По завершению работы, смотрим все рисунки вместе с учащимися и обсуждаем их. Можно задать вопрос относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить , правильно ли понят образ на рисунке.
Дальнейшая работа будет связана с    изображениями этих рисунков. Учащихся  делим на три команды. Каждой группе нужно придумать свою сказку используя  нарисованных персонажей. Можно придумать сюжет , исходя из особенностей возникших героев, а можно начать сочинять сказку по кругу, поочередно вводя персонажей,можно не просто сочинить, но и инсценировать  сказку.

После инсценирования сказки  организуется обсуждение по следующим вопросам:

  1. Можете ли вы сказать,что символизировали придуманные вами существа?
  2. Как проявили себя эти существа в созданных вами сказках?
  3. Как вы можете охарактеризовать эти существа?
  4. Трудно ли вам было объединить своих существ в едином сюжете сказки?

Обсуждение строим по следующей схеме:

 

  1. Основная тема. (темы).
  2. Главный герой. (Его личностные качества).
  3. Отношения между главным героем и другими персонажами.
  4. События сказки.
  5. Трудности , которые приходится преодолевать главному герою.
  6. Средства совладания с трудностями.
  7. Имеющие ресурсы.
  8. Недостающие ресурсы.
  9. Актуализированные в сказке чувства.
  10. Образы и символы сказки.              

 

После сказкотерапии у учащихся 11-х классов развиваются навыки рефлексии и метафорического мышления, что очень нужно для поддержания своего самочувствия во время подготовки к ЕНТ.


Благодаря этой методике  мы помогли учащимся осознать черты собственного характера , а самое главное,  научили  тренировать  умение  расслабляться и снимать напряжение.


3 часть тренинга:

Проективная методика   арттерапии «Моя семья в виде цветов».                         (15 минут).
Каждый   учащийся рисует свою семью в виде цветов. Обсуждая рисунок, сначала о рисунке высказывается вся группа, а потом автор.

Готовые рисунки можно демонстрировать одновременно все, сравнивать их, находить общее и отличия в содержании.

После  проведения арттерапии   учащиеся  восстанавливают свои эмоциональные нарушения  в случае трудностей в общении , замкнутости , стеснительности .
Чтобы выразить свои чувства , не обязательно что-то говорить , можно взять краски или карандаши и выразить свои чувства в рисунке.

Если сразу же после того, как человека что-то расстроило, он сядет и начнет рисовать, его отрицательные эмоции  станут менее острыми и постепенно уйдут, а сам же человек  полнее и глубже осознает свои   эмоции,  возникшие  в данном случае.

Ведь арттерапия-это вид терапии, использующий искусство как терапевтический фактор.
В конце  тренинга  учащиеся  поработали  с психологическими открытками: «Время мудрее всего,ибо оно раскрывает все».

Время-помеха, противник, враг? Или заботливый лекарь, мудрый друг и внимательный помощник?
Как наладить отношения со временем , не торопиться, но всегда успевать самое главное, быть в потоке важных событий и приятных забот, испытывать удовольствие от каждого прожитого дня? 

Притчи, метафоры, истории о времени на наших  открытках  помогут в этом всем учащимся.
Инструкция : надо выбрать свою открытку  и прочитать про себя данную вам аффирмацию и притчу.

Психологическая открытка- помощник в деле познания себя и решения своих проблем.

В завершении  тренинга проводится обратная связь.


Рефлексия:  

Мне понравилось............................................
Мне не понравилось.......................................

                                                                                                                         А. Омирова