Наша жизнь наполнена разнообразным опытом и порой этот опыт не всегда бывает окрашен в радостные, теплые тона. Ведь, так или иначе в жизни, мы сталкиваемся с разного рода драматическими ситуациями, с которыми бывает очень сложно справится.

Особенно с ситуациями, связанными с возможной потерей близких людей, последствий катастроф, аварий, несчастных случаев и, жизнь показывает, что сталкиваются с ними не только взрослые, но и дети... . Взрослые в такие моменты испытывают растерянность и замешательство, и, очень часто, не имеют представления не только о том, как вести себя самому в данных случаях, но, и тем более, как вести себя с ребенком, тоже потерявшим кого-то из близких, так как он – ребенок, также переживает это горе.

Посчитав, что детей не следует знакомить с этой печальной стороной жизни, родители стараются оградить ребенка от лишней информации. Однако, ребенок и без помощи взрослого знакомится с информацией о смерти и, зачастую, в таком случае, это знакомство происходит через сильное эмоциональное потрясение, боль, тревогу, что негативно сказывается на психологическом здоровье, калеча не только еще несформировавшуюся психику ребенка, но и его душу.

Хочу поделиться с последствиями такого ограждения от информирования детей взрослыми.

На консультацию к психологу пришла женщина вместе со своим ребенком. Локус жалобы состоял в том, что ее ребенок не уверен в себе и что при малейшем замечании может бить себя по рукам и лицу. Заняв ребенка творческим заданием, мы начали индивидуальную беседу с мамой. В ходе беседы выяснилось, что ребенок потерял брата в автокатастрофе, причем в момент катастрофы девочка находилась рядом с братом и держала его за руку. Старший брат успел оттолкнуть сестренку на тротуар, тем самым спас ей жизнь, но сам не смог, не успел отскочить и был сбит машиной. Около месяца девочка пролежала в больнице с сотрясением головного мозга и за этот период, да и после выписки из больницы, никто с ней не говорил о произошедшем.

Результаты диагностической работы, выявили наличие страхов за потерю близких и признаки аутоагресии у ребенка.      

Что же произошло? После аварии в сознании у ребенка включилась защитная функция психики и поэтому деталей аварии девочка не помнила. Родители не говорили с ней о прошедшей трагедии, боясь травмировать дочь, зато на площадке возле дома кто - то из детей сказал, что брат погиб спасая ее. Эта фраза и послужила для нее началом самобичевания и самоотчуждения.  

Уважаемые родители, важно помнить, что в семье переживают горе не отдельные личности, а вся семья и поэтому нужно, чтобы ребенок видел это и мог выразить свою боль потери вместе со всеми. Переживания ребенка не только нельзя игнорировать, но важно признать его право горевать. Ребенок должен быть включен в переживания всей семьи и здесь ему требуются дополнительные знаки внимания, любви и поддержки со стороны родителей.

Нельзя пытаться делать вид, что ничего не случилось и жизнь идет своим чередом, как было в описанном случае. Всем требуется время, чтобы привыкнуть жить дальше без любимого человека. Это не уменьшает эмоционального потрясения и не гарантирует неожиданных реакций, но позволяет предотвратить возникновение глубоких страхов, которые могут привести к тяжелым психологическим проблемам много лет спустя. Опыт показывает, что в тех семьях, где тема ухода из жизни не является запретной, где достаточно правдиво и ясно, в доступных формах отвечают на вопросы ребенка, дети оказываются гораздо лучше подготовленными, чем в семьях, где взрослые всячески уклоняются от подобных бесед.

Рекомендации для родителей горюющего ребенка

Помните, если вас постигла серьезная утрата, рядом с вами ребенок, который тоже страдает. Помогите ему пройти через горе без серьезных последствий для его психического здоровья.

Что для этого Вы можете сделать? 

1. Говорите с ребенком открыто и честно, но на доступном ребенку языке; 
- Расскажите ребенку сразу же о случившемся событии.   
- Скажите, что умерший никогда не возвратится. Избегайте двусмысленности. 
- Не говорите о «путешествии» или «сне». 
- Избегайте абстрактных объяснений. 
- Давайте такие объяснения, которые будут понятны ребенку в его возрасте. 

2. Помогите ребенку понять случившееся. 
- Отвечайте на вопросы ребенка по поводу случившегося. Будьте терпеливы, даже, если одни и те же вопросы задаются ребенком снова и снова. 
- Пусть тема утраты близкого человека не станет запретной для обсуждения. 

3. Придайте событию статус реальности. 
- Не скрывайте от ребенка свои мысли и чувства, проявляйте их сами. 
- Храните память об умершем: сделайте фотоальбом, устраивайте просмотры видео фильмов с его участием. 
- Берите ребенка с собой на кладбище. 

4. Снимите чувство вины у ребенка. 
- Побеседуйте с ребенком, когда он выражает чувство вины. 
- Успокойте ребенка, что не его мысли и чувства привели к смерти близкого. 

Запомните главные правила!!!
• Горе и тоска – естественные реакции у детей. Не препятствуйте их проявлению. 
• Уделяйте больше времени ребенку, как бы Вам самому после случившегося не было плохо. 

Когда детям требуется помощь психолога?
• Когда поведение ребенка сильно меняется после произошедшего, например, если он изолируется или становится вспыльчивым. 

• Когда воспоминания о произошедшем не оставляют сознание ребенка длительное время. 
• Когда его постоянно беспокоят кошмары. 
• Когда ребенок печален в течение долгого периода после события. 
• Когда падает успеваемость и мотивация к учебной деятельности, ребенок «прогуливает» школьные занятия. 
• Когда у ребенка появляется нежелание жить дальше.

А. Матаева