Омирова Айнур Оралбековна - главный специалист Института семейного воспитания, психолог-консультант по семейному воспитанию.

«Отанды сүю – от басынан басталады» – «К Родине любовь у семейного очага рождается» – гласит казахская народная пословица.

Семейное воспитание неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей.

Если в наших казахстанских семьях, семейных проблем будет много, эти проблемы могут стать проблемами нашего общества, в котором всем нам предстоит жить в будущем. Именно поэтому, говоря о первостепенных задачах, стоящих перед современным суверенным Казахстаном, переживающим период своего национального возрождения, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подчеркнул необходимость обратить самое серьезное внимание на воспитание подрастающего поколения. «Основную роль здесь, конечно же, играет семья – отметил Н.А.Назарбаев. – Но и государство не должно стоять в стороне».

Родители обязаны формировать в своих детях нравственную, интеллектуальную, психически здоровую личность, которая будет готова к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.

Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень опрятные», «Ваши дети такие воспитанные».

Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, бальному танцу, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжириванию времени.

Воспитательная работа родителей в семье - это, прежде всего, самовоспитание.

Работа по созданию общих, нравственных, волевых, интеллектуальных, этических, эстетических ценностей семьи начинается с создания « Школы семейного воспитания». 

Результатом должно стать стимулирование стремления пополнять свои знания, научиться практическим основам правильного воспитания детей в семье.

«Школа семейного воспитания» – это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Занятия в школе вооружают родителей необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомят с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствуют установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе.

«Школу семейного воспитания» должен вести профессиональный педагог-психолог – консультант по семейному воспитанию, окончивший Институт семейного воспитания в городе Астане.

В школах семейного воспитания должны рассматриваться следующие темы: «Педагогическая культура родителей», «Стили семейного воспитания», «Изучение семейной истории. Составление генограммы», «Семейные обычаи и традиции современной казахской семьи», «Как правильно воспитывать ребенка» и т.д.

В Астане уже открыты «Школы семейного воспитания» - в школах-лицеях №59, №53, №56 и в детском саду «Айналайын». Кроме столицы, созданы «Школы семейного воспитания» в регионах Республики Казахстан, которые возглавляют выпускники Института семейного воспитания а именно:

  • В Павлодарской области в городе Екибастуз в средней школе №35 ведет «Школу семейного воспитания» психолог-консультант по семейному воспитанию Cвиридова Е. А.
  • В Северо-Казахстанской области в селе Явленка в средней школе №1 им. Т. Позолотина ведет «Школу семейного воспитания психолог-консультант по семейному воспитанию Иванова М.Ю.
  • В Актюбинской области в городе Кандыагаш в казахской средней школе №4 ведет «Школу семейного воспитания» психолог-консультант по семейному воспитанию Шолпанова Г.М.
  • В Западно – Казахстанской области в средней общеобразовательной школе «Достык» ведет «Школу семейного воспитания» психолог-консультант по семейному воспитанию Куанышалиева Н. М.

В ближайшее время количество «Школ семейного воспитания» в нашей республике увеличится.

Судя по отзывам родителей, которые посещают занятия, можно сказать, что они рады открытию «Школ по семейному воспитанию», потому что семья – это один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, а воспитание детей - не только личное дело родителей, в нем заинтересованно также и государство.

Предлагаю несколько отзывов родителей:

Арыстамбаева Бота: «На тренинге я поняла, как найти пути решения семейной проблемы. Много нового получила по воспитанию детей. Буду и в дальнейшем посещать занятия. Хотелось бы получить в конце всех занятий сертификат по обучению семейному воспитанию. Спасибо за уроки!».

Урналиев А.Ш.: «Спасибо Вам! Очень было интересно. Особенно понравились занятия, с проигрыванием ситуаций жизненного характера. На занятие мы пришли вместе с женой. Получили рекомендации по семейному воспитанию, которые актуальны для нашей семьи».

Тлеубаева М. Д. : «Посетила тренинг по семейному воспитанию, мне все понравилось. Спасибо Вам за организацию такого классного занятия! Я рада, что в нашей стране задумываются о духовном и семейном воспитании. Побольше -бы таких занятий!»

Жизнь диктует свои правила. Педагогическая культура необходима родителям, чтобы время от времени сверять свои родительские действия в воспитательном процессе и при необходимости делать корректировку. Новые знания в семейной психологии необходимы педагогам для продуктивных и обоснованных советов родителям, особенно, когда те старше возрастом.

И, если каждый родитель один раз в месяц найдет время посетить занятия в «Школе семейного воспитания», то:

  • научится правильно формировать развитую, социальную активную личность;
  • научится выбирать направление и выстраивать содержание воспитательной работы в семье в соответствии с возрастными особенностями личности ребенка;
  • будет иметь четкое представление об основных качествах формирования гармонично развитой личности ребенка на данном этапе его индивидуального развития;
  • будет использовать разнообразные методики, опираться на положительные качества личности, заботится о предоставлении самостоятельности и инициативы, побуждать к анализу своего поведения, к самовоспитанию;
  • научится сбалансировано использовать методы поощрения и наказания, предъявление требований к ребенку будет согласовано, а воспитательные воздействия различных членов семьи не будут противоречить друг другу;
  • стиль общения с ребенком будет демократическим - это значит, его мнение ребенка выслушивается родителем и принимается во внимание.
  • семья научится жить счастливо и без конфликтов.

Чтобы родитель был желанным гостем в школе, помощником для ребенка в образовательном и воспитательном процессах, немало усилий надо приложить «Школам семейного воспитания». В целях повышения эффективности взаимодействия школы и семьи, использовать в работе современные формы сотрудничества школы с родителями. Наиболее подробно рассматривать те проблемы семейного воспитания, которые вызывают у родителей наибольшие затруднения, и помогать им в решении конфликтных ситуаций, снимать психологическое напряжение в семье.

Всем родителям казахстанского общества желаю семейного благополучия! Будьте счастливы в своей семье!!!