Алматинская область, в том числе и город Талдыкорган, являются активными  слушателями курсов проекта «Счастливая семья», проводимыми Институтом Семейного Воспитания.
 

 

С большим восторгом и радостью наши коллеги обучаются у именитых мэтров психологии. Многим посчастливилось услышать лекции  профессора И.В.Вачкова, Н.А.Цветковой, С.В.Покровской, О.В.Хухлаевой, С.В.Кривцовой, Г.В.Новиковой. Отрадно, что география  приглашаемых Институтом специалистов расширяется, увеличивается направление психологических тем, необходимых для плодотворной работы. Более десяти городских школьных педагогов – психологов уже закончили обучение, практикуют полученные знания, делятся ими. Также есть коллеги, которые планируют принять участие в данном проекте.

Чувствуется, что в целом, по городу, среди коллег появилась потребность работать хорошо, от души и грамотно. Это добавляет оптимизма и желания внести свою лепту в общее дело.

И  вот, для того, чтобы определить приоритетные направления работы  с родителями по развитию  и становлению личности учащихся, в условиях новой школы, 28 ноября был проведен  семинар в школе-гимназии № 14 «Роль семейного воспитания  в становлении личности в условиях обновленного образования».

 Открывая семинар, директор школы Еспанова Г.М. остановилась на  роли школы  в организации процесса семейного воспитания.


«Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не должны. Мы должны организовывать семейное воспитание, и организующим  началом  должна стать школа, как представительница государственного воспитания», - подчеркнула она в ходе своего выступления.

 Гульжанар Медигалиевна сделала акцент на основных задачах работы школы с родителями учащихся, необходимости  создания единой воспитательной среды. Сделала обзор результатов применения классными руководителями  различных приемов и методов работы с родителями школы. 

Старший  преподаватель АО «Национальный Центр повышения квалификации «Өрлеу» по Алматинской области Христофорова В.К. раскрыла место и роль  семейного воспитания  в становлении личности  в условиях обновления  образования. 

«Именно семья выступает главным звеном в формировании  того психологического фундамента, который ложится в основу всей сложной  структуры человеческой личности», - сказала она в своем выступлении.

Педагог-психолог средней школы-гимназии №14 Терпиловская М.В. проанализировала целенаправленное влияние на современную семью разрушающих тенденций. Сравнила западную модель семейных отношений с существующей действительностью в нашей стране. В ходе  организованной  дискуссии с коллегами расставила акценты о необходимости активизации различных  видов  работы с семьей всех педагогических и социальных государственных и общественных структур. 

Марина Владимировна поделилась опытом организации «Школы семейного воспитания» как одной из форм работы с родительской общественностью. 30 родительских собраний на различные темы  были проведены по запросам классных руководителей школы в 2013-2014 учебном году. Анализ исследований семейных отношений и анкетирование легли в основу разговора психолога с родителями школьников.

 На семинаре в формате мастер-класса выпускники Института Семейного воспитания  показывали  коллегам новые приемы и методы работы с семьей, с детьми. Так, Нургалиева Талшин Даулеткызы объяснила роль самораскрытия человека в обществе по методике  «Самый дорогой день».

 

Муналбаева Алия Турсынкабыловна представила  арт-терапевтическую технику «Линии конфликтов» Л.Д.Лебедевой. Она проводится в том случае, если надо помочь человеку актуализировать конфликтную ситуацию, исследовать свое поведение в ней, осознать собственные чувства, переживания, отношение к конфликту и его исходу. После вводного инструктажа Алия Турсынкабыловна  предложила разобрать конфликт на конкретном примере. Слушатели с большим интересом  вникали в тонкости методики. И чтобы достичь наибольшего эффекта учились правильно задавать вопросы.

Методика «Семья в образе цветов», так же представленная Муналбаевой А.Т.  позволяет визуализировать и интерпретировать представление человека о семейных взаимоотношениях и о себе, как члене своей семьи. В практической части коллеги дружно изображали свою семью в заданном образе, учились правильно интерпретировать рисунки.

Сагындыкова Динара Емелбековна показала работу с метафорами, как способ выхода на уровень осознания проблемы человеком. Ведь именно «метафоры позволяют  распознать и обозначить собственные  переживания и свое отношение  к жизненным трудностям, понять их смысл и ценность». 

Раисова Гульден  Максутовна на пуговицах сумела показать  разбор отношений в семье. Методика относится к рисуночным проективным методикам (Эйдемиллер Э.Г). Она позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный. 

Терпиловская М.В. через арт-терапевтическую технику «Кто Я?» подвела аудиторию к мысли о том, что понимать себя в этом мире, ставить свои цели  - это не роскошь, а необходимость. 

Участники семинара старательно делали куколку из салфеток, рассказывали  историю от имени куклы, используя зачин: «Жила была кукла, похожая на меня, ее звали….»  С удивлением обнаружили, что в такой форме действительно создаются условия для  процесса самоидентификации, осознания себя, своего места в этом мире.

Методика «Из чего же сделан Я?» М.Кипниса, так же представленная Мариной, позволяет освоить навыки  самопрезентации с помощью ассоциативного мышления.   Коллеги рассмотрели материалы (воск, шерсть, стекло, камень, дерево, полиэтилен, ластик, резинка, металл, фольга, вата, вода, масло) и пытались ассоциировать их со своим характером. Это упражнение можно начинать делать с младшими подростками, но лучше в проработанной группе. 

Все коллеги, проводящие мастер-классы, представили методику, обозначали ее место в психологической картине, дали инструкцию аудитории, обеспечили  необходимыми ресурсами. В  практической части участники выполняли задания, прорабатывали методики, анализировали и осознавали. Ведь только прожив, проиграв, попробовав на себе, можно понять суть методики  и смело самому  применять в своей деятельности. 

В третьем блоке семинара, гость нашего города, главная психолог Алматинской  области Христофорова В.К. провела деловую игру «Сотрудничество «Учитель – Родитель – Ученик». Команды от лица Учителей, Родителей, Учеников представляли модели современной семьи, свои способы урегулирования семейных конфликтов.  Участники творчески подошли к выполнению заданий, проявили смекалку, фантазию, а главное – профессионализм. Выступления команд были яркими, грамотными, креативными.

В заключение семинара психологам, проводившим родительскую конференцию «Психологическая помощь родителям первоклассников», были вручены грамоты и благодарственные письма. 

Очень радует тот факт, что присутствующие проявили максимум активности и живейшего интереса.  С большим вниманием слушали, задавали вопросы, делали записи. Они остались чрезвычайно довольны подарком – ведь каждый из присутствующих  получил  два тома  книг «Семейное воспитание» Евдокимовой С.Л., Цветковой Н.А., да еще и на двух языках.  В целом, у всех сложилось впечатление необходимости проводимой работы с родителями и чувство сопричастности к важному  и грандиозному делу.   

Мысль  о том, что именно психологи могут многое сделать для того, чтобы семьи были крепкими в противовес тем силам, которые целенаправленно разрушают стремление людей иметь нормальную семью, красной нитью проходила на протяжении всего семинара. 

Таким образом, семинар «Роль семейного воспитания  в становлении личности в условиях обновленного образования» явился стартовой площадкой для объединения усилий  школьных психологов  в сохранении  и развития нормальных семейных отношений жителей г. Талдыкоргана.

Стихотворение Ю.Мерзлякова, «Умейте управлять собой» прозвучавшего в напутствие   присутствующим коллегам   как нельзя лучше подчеркнуло  мысль о необходимости начинать изменения с самого себя.

 

Умейте управлять собой,
Во всем ищите добрые начала,
И споря с трудною судьбой
Не бойтесь начинать сначала.
Споткнувшись самому вставать,
В самом себе искать опору.
При быстром продвижении в гору
Друзей в пути не растерять.
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде.
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы.
Поверьте, беды все уйдут.
Несчастья тоже устают
И завтра будет день счастливый. 

 

Терпиловская М.В.
педагог-психолог,консультант по семейному воспитанию