21 ноября 2012года в детском саду «Айналайын»   города Астаны  сотрудниками  института семейного воспитания  проведен  открытый  урок-тренинг   для родителей  на тему: «Казахская семья: традиции и современность»,  в рамках  празднования  Всемирного дня ребенка.


 Цель тренинга: Рассказать о традициях казахской семьи и гармонизации эмоциональных связей в семье.
 Задачи, решаемые в ходе тренинга: научить родителей способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативным эмоциям, не причиняя вреда другим членам семьи.

Директор Института семейного воспитания – Набитовская Любовь Николаевна ознкомила присутсвующих 16  представителей родительского комитета детского сада « Айналайын» с деятельностью  Института  семейного воспитания , рассказала  об  актуальности  психологических тренингов,  проводимых инстиутом для родителей, заострила особое внимание на том,  что  именно  на тренинговых занятиях родители получают   новые знания  о семейной педагогике и психологии ,  закрепляют  их  при помощи проводимых трененрами  новых методик   арттерапии, сказкотерапии ,  различных  психологических  упражнений, тестов,  бесед, ролевых игр. Таким образом,    в процессе тренинговой работы  происходит осознание родителями стереотипов, которыми они руководствуются в воспитании  детей,  приобретаются  новые  формы  и  подходы  к  решению  проблемных вопросов   семейного воспитания. Ведь  отправной  точкой в тренингах является формула:

 «Хочешь изменить другого  человека- изменись сам!».
     
Тренер, психолог-консультант по семейному воспитанию - Айнур Оралбековна Омирова ,   продолжила   занятие  знакомством с родителями,  применяя   упражнение « Человечек»,  как один из элементов куклотерапии. Каждый из родителей сконструировал  из салфеток   свою куклу, свой образ , и рассказал  немного о себе: где   родился, сколько  имеет детей,  в какой    семье живет.

          
 Интересной   была  мини-лекция  представленная тренером на тему:  «Казахская семья: традиции и современность». А начиналась она    со слов  Аль - Фараби:
«Человеку, прежде всего,  необходимо воспитание: знания, приобретенные без него, принесут вред человечеству».
 «Отбасы» (букв. «очаг-источник») семья-для казаха понятие святое. Родственные связи-особенная состовляющая его жизни; каждый казах кому-то «туыс» (родственник)- сын или дочь, брат или сестра, муж или жена, отец или мать. Ни один казах или казашка не могут представить свою жизнь без общения с родственниками.
Трудно найти другой такой народ,  где родственным узам придавалось бы такое громадное значение.
Традиционно казахи живут большой семьей, и в настоящее время практически не бывает отдельно живущих нуклеарных семей (в состав которых входит только одно поколение взрослых): по казахским традициям младший сын часто остается жить с родителями и создает свою собственную семью в родительском доме,  поэтому молодые люди, достигшие совершеннолетия и финансовой самостоятельности, не покидают родительский дом даже тогда, когда вступают в брак. 


 Рассказав о традициях и ценностях казахской семьи,  тренер обратила внимание родителей  на   воспитание детей дошкольного возраста  в   современной казахстанской семье , повторив с ними  типы темперамента, как основу развития  характера детей  (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик) , которые были  определены  древнегреческим врачем Гиппократом.  Если родители будут знать к  какому типу темперамента относится их ребенок,  то им будет легче  с  ребенком  найти общий язык.    Детей одинаковых не бывает, каждый  ребенок индивидуален.  Дети отличаются   по темпераменту уже с момента рождения.  Об этом должен знать каждый родитель.  Воспитывая, он не должен   пытаться превратить холерика во флегматика, флегматика – в сангвиника и т.д. 
Например: Ребенок-холерик – всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, бывает вспыльчив и агрессивен. Поэтому в обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия, ругать и наказывать ребенка лучше, когда он успокоится, не физически, а объясняя последствия его поступков. Такому ребенку полезны плавание, танцы, выезды на природу, походы.


В качестве домашнего задания   трененр    предложила родителям  провести  дома  вместе  со своими детьми  два упражнения «Три желания» и «Два домика», которые   помогут родителям   понять отношение своих детей к близким родственникам, друзьям, коллективу в котором он находится.

Проведенное в ходе  тренинга упражнение  «Колесо баланса»  помогло  родителям понять, в какой степени они удовлетворены разными сферами своей семейной жизни и определить над какими функциями семьи надо еще поработать, чтобы  достичь желаемых результатов.
 
Устал-отдохни! Чтобы поднять настроение  и работоспособность на тренинге,  с родителями  провели  веселую физическую  минутку,  используя упражнения  телесной терапии.   
Приступив далее к  работе над упражнением  «Пуговицы»,  родителям  пришлось задуматься  над своими  взаимоотношениями  в  семье ,  о том,   над чем надо поработать   в будущем   в своей семье, чтобы еще более  сплотить и укрепить ее.    

        

Тренинг  завершился  упражнением  «Солнце Любви».
На листе   бумаги   родители  рисовали большое солнце с четырнадцатью  лучами.   В центре солнышка написали   имя  ребенка и производные  его имени, а в  каждом лучике -  положительное восприятие  своего ребенка. Упражнение  выполнялось под   песню «Не отнимайте солнце у детей».

         
В память об участии в  тренинге  родителям  подарили открытки со словами благодарности , а также  психологические рекомендации, памятки в помощь родителю.                          
 Предлагаем отзывы родителей после тренинга:
Нам  понравилась активная форма работы во время тренинга,  мы хотим изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Мы  считаем , что воспитание детей – это и самовоспитание родителей .
              

Тренинги будут эффективными, если тренинг будут посещать оба родителя. От этого эффективность тренинга  только возрастает, и результаты не заставят  себя ждать.

Ведь правильное воспитание-это умение слышать и видеть, понимать и чувствовать переживания и особенности поведения  ребенка.
 
                 
                                                                                              А. Омирова