«Хочешь изменить другого человека- изменись сам!»
21 ноября 2012года в детском саду «Айналайын» города Астаны сотрудниками института семейного воспитания проведен открытый урок-тренинг для родителей на тему: «Казахская семья: традиции и современность», в рамках празднования Всемирного дня ребенка.
Цель тренинга: Рассказать о традициях казахской семьи и гармонизации эмоциональных связей в семье.
Задачи, решаемые в ходе тренинга: научить родителей способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативным эмоциям, не причиняя вреда другим членам семьи.
Директор Института семейного воспитания – Набитовская Любовь Николаевна ознкомила присутсвующих 16 представителей родительского комитета детского сада « Айналайын» с деятельностью Института семейного воспитания , рассказала об актуальности психологических тренингов, проводимых инстиутом для родителей, заострила особое внимание на том, что именно на тренинговых занятиях родители получают новые знания о семейной педагогике и психологии , закрепляют их при помощи проводимых трененрами новых методик арттерапии, сказкотерапии , различных психологических упражнений, тестов, бесед, ролевых игр. Таким образом, в процессе тренинговой работы происходит осознание родителями стереотипов, которыми они руководствуются в воспитании детей, приобретаются новые формы и подходы к решению проблемных вопросов семейного воспитания. Ведь отправной точкой в тренингах является формула:
«Хочешь изменить другого человека- изменись сам!».
Тренер, психолог-консультант по семейному воспитанию - Айнур Оралбековна Омирова , продолжила занятие знакомством с родителями, применяя упражнение « Человечек», как один из элементов куклотерапии. Каждый из родителей сконструировал из салфеток свою куклу, свой образ , и рассказал немного о себе: где родился, сколько имеет детей, в какой семье живет.
Интересной была мини-лекция представленная тренером на тему: «Казахская семья: традиции и современность». А начиналась она со слов Аль - Фараби:
«Человеку, прежде всего, необходимо воспитание: знания, приобретенные без него, принесут вред человечеству».
«Отбасы» (букв. «очаг-источник») семья-для казаха понятие святое. Родственные связи-особенная состовляющая его жизни; каждый казах кому-то «туыс» (родственник)- сын или дочь, брат или сестра, муж или жена, отец или мать. Ни один казах или казашка не могут представить свою жизнь без общения с родственниками.
Трудно найти другой такой народ, где родственным узам придавалось бы такое громадное значение.
Традиционно казахи живут большой семьей, и в настоящее время практически не бывает отдельно живущих нуклеарных семей (в состав которых входит только одно поколение взрослых): по казахским традициям младший сын часто остается жить с родителями и создает свою собственную семью в родительском доме, поэтому молодые люди, достигшие совершеннолетия и финансовой самостоятельности, не покидают родительский дом даже тогда, когда вступают в брак.
Рассказав о традициях и ценностях казахской семьи, тренер обратила внимание родителей на воспитание детей дошкольного возраста в современной казахстанской семье , повторив с ними типы темперамента, как основу развития характера детей (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик) , которые были определены древнегреческим врачем Гиппократом. Если родители будут знать к какому типу темперамента относится их ребенок, то им будет легче с ребенком найти общий язык. Детей одинаковых не бывает, каждый ребенок индивидуален. Дети отличаются по темпераменту уже с момента рождения. Об этом должен знать каждый родитель. Воспитывая, он не должен пытаться превратить холерика во флегматика, флегматика – в сангвиника и т.д.
Например: Ребенок-холерик – всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, бывает вспыльчив и агрессивен. Поэтому в обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия, ругать и наказывать ребенка лучше, когда он успокоится, не физически, а объясняя последствия его поступков. Такому ребенку полезны плавание, танцы, выезды на природу, походы.
В качестве домашнего задания трененр предложила родителям провести дома вместе со своими детьми два упражнения «Три желания» и «Два домика», которые помогут родителям понять отношение своих детей к близким родственникам, друзьям, коллективу в котором он находится.
Проведенное в ходе тренинга упражнение «Колесо баланса» помогло родителям понять, в какой степени они удовлетворены разными сферами своей семейной жизни и определить над какими функциями семьи надо еще поработать, чтобы достичь желаемых результатов.
Устал-отдохни! Чтобы поднять настроение и работоспособность на тренинге, с родителями провели веселую физическую минутку, используя упражнения телесной терапии.
Приступив далее к работе над упражнением «Пуговицы», родителям пришлось задуматься над своими взаимоотношениями в семье , о том, над чем надо поработать в будущем в своей семье, чтобы еще более сплотить и укрепить ее.
Тренинг завершился упражнением «Солнце Любви».
На листе бумаги родители рисовали большое солнце с четырнадцатью лучами. В центре солнышка написали имя ребенка и производные его имени, а в каждом лучике - положительное восприятие своего ребенка. Упражнение выполнялось под песню «Не отнимайте солнце у детей».
В память об участии в тренинге родителям подарили открытки со словами благодарности , а также психологические рекомендации, памятки в помощь родителю.
Предлагаем отзывы родителей после тренинга:
Нам понравилась активная форма работы во время тренинга, мы хотим изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Мы считаем , что воспитание детей – это и самовоспитание родителей .
Тренинги будут эффективными, если тренинг будут посещать оба родителя. От этого эффективность тренинга только возрастает, и результаты не заставят себя ждать.
Ведь правильное воспитание-это умение слышать и видеть, понимать и чувствовать переживания и особенности поведения ребенка.
А. Омирова