8(7172) 25-65-09, 8(7172) 25-64-09 | г.Нұр-Сұлтан, ул.Халел Досмухамедулы 90

В 2014 году 1232 школьных и дошкольных психолога повысили свое профессиональное мастерство в Институте Семейного Воспитания г. Астаны по программе «Счастливая семья».

Они внимательно ознакомились с лекционным материалом учебного курса, активно участвовали в практической части программы, в мастер-классах от ведущих психологов международного уровня, отработали новые техники и методики в работе с семьей, написали 2464 эссе, 1232 реферата, сдали аттестационные работы и получили сертификаты. Приобретенный багаж новых знаний сегодня они с успехом применяют в своей повседневной педагогической работе. Несколько техник и методик из учебной программы мы предлагаем взять на заметку педагогам-психологам.

Первая:

Работа с фотографиями, познакомила с которой педагогов, в процессе учебного курса, преподаватель института, психолог, кандидат психологических и физико-математических наук (г.Москва) - Цветкова Наталья Афанасьевна.

Эта техника применяется в семейном консультировании. Школьному психологу в своей деятельности приходится нередко работать с родителями учащихся, посещать семьи. Поэтому с помощью применения такой методики как фототерапия – одной из современных эффективных подходов к психотерапевтической проработке эмоционального состояния супругов и других членов семьи, на наш взгляд, можно достичь улучшения взаимопонимания и повышения семейной сплоченности  в момент семейных кризисов.

«Как понять себя и партнера, обсуждая фотографию».

Задание

      

Из предоставленного для работы стимульного материала - это 30-50 фотографий, отображающих  разные  темы  жизнедеятельности человека, выберите  одну фотографию, которая в ДАННЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ вызывает у вас наиболее сильный эмоциональный отклик.

 Ответьте на вопросы  с помощью близкого вам человека.

(Работа ведется в паре: или психолог - клиент)

1. Какова история этого снимка? Как он создавался?

2. Кто на нем? О чем он?

3. Как бы Вы назвали эту фотографию? Почему?

4. Что происходит на снимке? Где он был сделан? Что побудило автора сделать его?

5. Какие первые три слова приходят Вам на ум, когда Вы рассматриваете снимок?

6. Какие чувства возникают у Вас, когда Вы смотрите на этот снимок?

7. Какие воспоминания и мысли вызывает этот снимок?

8. Что Вам особенно в ней нравится? Что особенно  не нравится?

9. Чего нет на этой фотографии, что, как Вам, кажется, должно было бы на ней быть, чтобы она была более целостной?

10. Что Вы хотели  бы изменить на этой фотографии и почему? Если бы Вы вносили изменения вот прямо здесь и сейчас, то, как бы стала выглядеть фотография? Если бы Вам дали возможность переделать фотографию в тот день, когда она делалась, что Вы сделали бы по-другому?

11. Вы решили бы сделать этот снимок, если бы тогда оказались на месте фотографа? Почему «да» или почему «нет»?

12. Кому Вы хотели бы дать эту фотографию? Если бы вы это сделали, как бы Вы объяснили причины этого? Чтобы Вы почувствовали, давая этот снимок этому человеку?

13. Что сказала бы эта фотография, если бы она могла говорить? Вообразите диалог между Вами и снимком: о чем он? Что Вы во время этого разговора чувствуете?

14. Если в этом снимке какое-то послание? Содержит ли он тайну? Вопрос? Выражает ли беспокойство? Причиняет ли вред?

15. О чем эта фотография не спрашивает Вас и не говорит вам? Что она скрывает?

16. Что бы вы хотели сказать, пожелать, спросить у этой фотографии?

Обсуждая фотографию и отвечая на вопросы, психолог помогает участникам, выполняющим эту технику, понять себя и партнера, осознавать эмоции, чувства и поделиться ими при помощи общения друг с другом. Эффективный подход этой методики направлен на улучшение взаимопонимания в семье.

Вторая:

«Рисунок семьи в образе цветов»  - Людмилы Дмитриевны Лебедевой, доктора педагогических наук, профессора  (г. Москва). 

Эта методика обеспечивает качественный подход к исследованию личности. 

Известно, что в проективных методиках инструкция к рисованию представляет собой некий посыл бессознательному клиента и актуализирует определённые пласты его внутренней жизни. К примеру, инструкция «Нарисуйте свою семью» часто актуализирует «внешний», социальный образ конкретной семьи, «портрет семьи художника», приближенный к реальности.

Необходимо подчеркнуть, что рисунок семьи в образах цветов отражает не столько индивидуальные психологические характеристики автора работы, сколько его эмоциональное самочувствие, представления о месте и роли в семье, само восприятие семейной ситуации и взаимоотношений между членами семьи. По сути, изображенный объект и сам процесс художественной деятельности отражают базисную потребность человека в невербальной передаче своего психического опыта. Рисунок семьи в образах цветов нацелен на создание ситуации, облегчающей возможность рассказать о семье на языке метафоры, используя символизм «мужских» и «женских» растений.

 Эта методика очень нравится детям и родителям, особенно когда они  работают вместе и сравнивают свои работы.

Инструкция:
Нарисуйте семью в образе цветов. Расскажите о своей работе так, как считаете уместным. (Представляем рисунки учащихся ).

    

Методика «Рисунок семьи в образе цветов» имеет метафорический смысл и актуализирует представления автора об эмоционально-чувственных внутрисемейных отношениях.

Методика обладает терапевтическим контекстом, открытия, которые совершит автор рисунка вместе со специалистом по арт-терапии, помогут построить гипотезу для следующего шага в логике терапевтического процесса.

Обладает диагностическим потенциалом и может применяться в контексте арт-терапии как мягкий, гуманный способ психодиагностики, а также как проективная методика, если основной задачей исследователя является сбор психосоциальной информации об испытуемом.

Как показывают наблюдения, процесс рисования семьи в образах цветов может приводить к спонтанному от реагированию ранее неосознаваемых, вытесненных или не принимавшихся чувств, а значит, способствует психотерапевтическому эффекту, достижение которого в диагностической работе обычно не планируется как самостоятельная задача.

Третья:

Представляем проективную методику «Карта моего внутреннего мира», которую предложила слушателям курсов Мартинсоне Кристине Эрнестовна - доктор психологических наук, профессор Рижского университета им. Страдыня.  

Цель методики:  формирование представлений о себе, осознание и выражение своих чувств, эмоциональное сближение ребенка и родителей.

Материалы: лист белой бумаги формата А3, цветные карандаши.

Инструкция:

На листе А3 нарисуйте контур своей страны – границу.

Затем отобразите (на территории своей страны) разные географические районы, моря, океаны, острова, степи, пустыни, горы, долины и т.д.

Можно отобразить географические районы цветами или нарисовать конкретно, например, леса, дома, реки, и т.д.

Дайте название географическим районам, например: океан - страсти, река - мудрости,  горы - достижений, ущелье - мужественности, пустыня - одиночества, лес - страха, трава - счастья и т.д.

Дайте название страны.

Вообразите, что Вы путешественник, который в каком - то месте приблизился к только что нарисованной государственной границе.  Обозначьте это место!

Теперь обозначьте место на карте, куда путешественник больше всего желает попасть. Обозначьте это место! 

Нарисуйте на карте маршрут, по которому путешественник от места границы пойдет до места, в которое хочет попасть.

Что я вижу? Что я думаю? Что я чувствую? (без интерпретации!)

  • Расскажите о своей работе!
  • Делая работу, что было совсем легко, а что - наиболее трудным?
  • Как называется район / место, где путешественник приблизился к государственной границе страны?
  • В какое место путешественник хочет попасть?
  • Почему был выбран именно такой маршрут передвижения?
  • Может ли случайно путешественник попасть в страну?
  • Кто охраняет государственную границу?

/дополнение своей работы/

Проективная методика «Карта моего внутреннего мира» предназначена для исследования неосознаваемых целей, путей их достижения, а также индивидуальной динамики процесса формирования образа цели.

Институт Семейного Воспитания

вверх