8(7172) 25-65-09, 8(7172) 25-64-09 | г.Нұр-Сұлтан, ул.Халел Досмухамедулы 90

9 ноября 2013 года слушатели Института Семейного Воспитания, встретились с Сулейменовой Улбасын Аждаровной - Судьей Верховного Суда Республики Казахстан, Надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного Суда, профессором, доктором юридических наук.

 «В МИРЕ СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО ОДИН СПОСОБ ОДЕРЖАТЬ ВЕРХ В СПОРЕ - ЭТО УКЛОНИТЬСЯ О НЕГО». ( Д Карнеги)

Тему встречи со слушателями Улбасын Аждаровна начала именно с этих слов и выбрала ее с учетом специфики обучения психологов на курсах повышения квалификации и назвала ее - «Медиация». Потому что в своей работе педагоги-психологи непредсказуемо ежедневно сталкиваются с этой новой технологией работы с обществом, в том числе и при взаимодействии семьи и школы, но знаний в этом направлении педагоги - психологи имеют не достаточно.

В переводе с латинского «медиация» означает - «посредничество». Во всем мире медиация является одной из самых популярных форм урегулирования споров.

Медиация - это юридическая процедура, направленная на внесудебное разрешение конфликтов между сторонами. Успешно она применяется в Америке, Англии, где более 80% споры не доводятся до судебного разбирательства. В Казахстане Закон «О Медиации» принят в январе 2011 года. 

Чем же отличается медиация от суда? Тем, что суд - это принудительный процесс, а медиация - процесс добровольный. В суде – судья назначается, при медиации - медиатор выбирается. Решение в суде принимается с позиции права и закона, при медиации - решение принимают сами стороны спора и позиции своих интересов. При разрешении спора - медиация позволяет значительно экономить деньги - затраты по ведению дела, да и процесс разрешения спора более скорый (по гражданским правонарушениям до 30 дней), а при судебном процессе более длительный. По характеру процедуры медиация является негласной, суд же - публичной процедурой. Медиация позволяет выстроить взаимоотношения сторон спора в форме сотрудничества при психологическом комфорте, в судебной практике соблюдаются строгие процессуальные правила. Результаты спора при медиации имеют обоюдное удовлетворение, споры оканчиваются миром, стороны имеют прогнозируемый и устраивающий их результат, при судебном процессе - одностороннее удовлетворение спора, одна сторона выигрывает дело, вторая проигрывает, остается недовольство решением суда. Использование медиации позволяет снизить уровень конфликтности, повышает уровень культуры взаимоотношений, повышает престиж и доверие к судебной системе страны.

Завершив  презентацию этой темы, Улбасын Аждаровна привела ряд примеров применения медиации в судебной практике.  Остановилась и на примерах введения этого направления и в нашей стране, заострив внимание на том, что эта работа ведется не во всех городах нашей республики.

Слушатель института Касенова Н.Р.- психолог школы - лицея № 48 города Алматы, в беседе с Судьей Верховного Суда РК, рассказала о том, что лицей, в котором она трудится - первый в Казахстане заключил Меморандум с Казахстанским Центром Медиации и в настоящее время проводит процесс обучения по подготовке тренеров-медиаторов среди старшеклассников и педагогического состава.

Генеральный директор Института Семейного Воспитания Евдокимова С.Л. поблагодарила Улбасын Аждаровну за замечательную профессиональную встречу со слушателями и сказала, что весь материал о медиации, подаренный ею слушателям, окажет существенную помощь не только психологам, присутствующим на встрече, но и семьям с которыми они работают, как профессионалы, ежедневно. 

Л. Набитовская

вверх