На очередном, ежегодном, августовском совещании педагогических кадров города Астаны, проходившем 22.08.2013 года, в столичной школе – лицее №60, на секционном заседании для директоров школ, психолог-консультант, методист Института Семейного Воспитания Матаева А.Т. подняла одну из наиболее актуальных тем настоящего времени – создание наиболее оптимальных условий для развития полноценной и всесторонне-развитой личности, проявление буллинга в учреждениях образования - один из вопросов на решение которого должны обратить особое внимание педагоги и психологи школ города.

Явление буллинга ( от англ. bully — задирать, запугивать - агрессивное преследование одного из членов коллектива, особенно коллектива школьников) – это не очередное новшество, которое придумали социологи и психологи. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что сегодня в современном обществе, проявление жестокости среди детей и равнодушия со стороны взрослых принимает нереальные черты.

Буллинг часто представляет собой скрытый процесс, и когда проявления его становятся очевидными, предпринимать какие-либо действия для исправления положения оказывается чрезвычайно сложно, а иногда и поздно. Некоторые дети, столкнувшись с проблемой преследования, испытывают настолько выраженные муки и страдания, что практически утрачивают все свои навыки и начинают себя ненавидеть. Такие дети нуждаются в тщательно продуманном терапевтическом вмешательстве: ведь если  ребенок столкнулся сегодня с насилием (неважно стал он жертвой или просто свидетелем), то в любом случае в будущем для  ребенка этот случай может иметь  подводный «айсберг» в личностном развитии.

Исследования зарубежных (Д.Лэйн, Д.Олвеус, В.Бесаг) и российских ученых (И.С.Кон, И.С.Бердышев, О.А.Маланцева), занимающихся гендерными особенностями, позволяют выделить следующие гендерные особенности проявления буллинга у подростков:

- различия в формах проявления у представителей женского и мужского пола;

- особенности проявления буллинга у мальчиков связаны, прежде всего, с мальчишеской нормативной культурой;

- буллинг для представителей мужского пола связан, прежде всего, с борьбой за власть;

- буллинг со стороны девочек более персонализирован, психологически направлен и гораздо более эмоционально деструктивен;

- девочкам, в силу гендерных особенностей, труднее справиться с проблемой буллинга.

А результаты исследования проведенного Институтом семейного воспитания во всех казахстанских школах по определению жизненных ориентиров среди подростков и их родителей, позволяют говорить о деформации нравственно-ценностных качеств, что требует целенаправленной и системной работы психологической службы в системах образования. И в этом направлении, представитель института, обратила внимание присутствующих на необходимость целенаправленной и системной работы психологической службы, а также активизация «социального партнерства между семьей и школой». Ведь только создав благоприятную психологическую атмосферу и в семье, и в школе будет идти успешней развитие конкурентоспособной и всесторонне развитой личности. 

Подводя итоги этой части семинара,  А. Матаева отметила, что проведение  профилактики  жестокого обращения с детьми  надо начинать с  просвещения  родителей и педагогов, которое, в частности, должны взять на себя  профессионалы - психологи-консультанты по семейному воспитанию,  повысившие  свою квалификацию в Институте семейного воспитания.

P.S:  если десять лет назад мальчишеские группы проявляли физическую жестокость – избивали жертву, а девочки применяли косвенное, вербальное унижение, то сегодня в проявлении физического насилия обе группы почти сравнялись.